«“Научная Вселенная” поднимает интересные и глобальные проблемы и предлагает участникам их решить»
В конце сентября в Москве прошел финал второго сезона федерального конкурса «Научная Вселенная», в рамках которого школьники старше 14 лет и студенты при помощи известных российских ученых предлагали свои решения практикоориентированных кейсов от ведущих российских компаний. Проект реализуется при грантовой поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий (инициатива «Наука побеждать»). Победители конкурса отправятся в научное путешествие на космодром Восточный. О вдохновении, работе с наставником и формате самого конкурса нам рассказала победительница трека «Генетика и медицина» Маргарита Арисова.
— Что вас вдохновило на участие в конкурсе?
— Я увидела, кто входит в число экспертов конкурса, кратко ознакомилась, чем они занимаются и с чем работают, какие темы будут затрагиваться в состязании. Оказалось, что «Научная Вселенная» поднимает интересные и глобальные проблемы и предлагает участникам их решить. Я подумала, что хотелось бы поучаствовать в этом.
— Какие задания вы решали в ходе конкурса?
— В ходе конкурса я участвовала в направлении «Генетика и персонализированная медицина». На первых двух этапах мы решали тесты, связанные с нашими темами. Они включали в себя как общие фундаментальные вопросы, так и вопросы, связанные, например, с открытиями наших соотечественников в области медицины и биологии.
Затем те, кто прошел в полуфинал, предложили свои решения индустриальных кейсов. В нашем случае это был кейс от Биокада. Мы решали проблему преодоления резистентности к терапии ингибиторами тирозин киназ. Проще говоря, этот вопрос касается терапии рака и устойчивости, которая возникает у опухоли к определенным лекарствам. Нужно было предложить новое решение, которое помогло бы справиться с резистентностью. Мы описали проблему, а потом предположили, как можно с этим бороться. Затем жюри оценили эти идеи, и участники, решения которых больше всего понравились экспертам, прошли в финал.
Далее мы работали с наставниками и дорабатывали свои решения. Моим наставником была Ирина Алексеенко, кандидат биологических наук, заведующая группой генной иммунотерапии Института биоорганической химии им. акад. М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова, заместитель директора по науке Московского центра инновационных технологий в здравоохранения. Иногда мы даже придумывали новые решения на ходу, потому что больше погружались в эту тему, больше всего узнавали, больше анализировали информацию. После этого мы уже представляли наиболее удачные решения на финале.
— Как вы готовились к конкурсу?
К решению тестов я подошла спонтанно — решила их, основываясь на тех знаниях, которые у меня уже были. На этапе решения кейсов потребовалась более серьезная подготовка. Я искала информацию по теме, исследовала, что вообще делают разные группы ученых, какие сейчас есть решения, возможные предложения. Также работа с наставником очень помогала. Они оценивали мое решение, которое я исправляла в соответствии с комментариями.
— С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над проектом?
— Так как это глобальная задача, над которой сейчас работают многие группы ученых, то нужно было проанализировать достаточно большое количество информации и придумать абсолютно новое решение. Это далось не сразу, и приходилось очень много чего изменять, дорабатывать.
— Чему вы научились из общения с наставником?
— У меня была проблема — я старалась больше погружаться в информацию, но мне было сложно сгенерировать новую идею. Поэтому совет наставника о том, что нужно не запрещать себе предлагать что-то новое, оказался крайне полезен.
— Вы собираетесь дальше развиваться в этой сфере?
— Да, я планирую развиваться дальше в этой сфере. Сейчас я учусь на биологическом направлении в Новосибирском государственном университете на выпускном курсе и пишу диплом по теме, связанной с молекулярной биологией. В дальнейшем также хочу развиваться в эту сфере, в науке, возможно, придумать что-то, что как-то улучшит жизни людей.
— Что помогло вам победить?
— В первую очередь — заинтересованность в теме. Также свою роль сыграло то, что я готова была много анализировать информацию. Помогло и вдохновение от наставника, который побуждал меня генерировать и предлагать свои идеи.
Также я хорошо подготовила речь, разобралась в теме и была готова в целом ответить на, наверное, любые вопросы.
— Какие советы вы могли бы дать молодым исследователям, которые также хотят поучаствовать в конкурсе «Научная Вселенная»?
— Понять, какое направление может быть интересно и не бояться участвовать. Если тема будет интересна человеку, то ему точно помогут с ней разобраться.