Не сделаешь – не поиграешь: как в Санкт-Петербурге собирают пианино
Чтобы обучить игре на пианино, нужно в среднем семь лет. По крайней мерее, музыкальные школы России принимают детей на такой срок. Причем ребенку должно быть не больше девяти лет. Среди специалистов считается, что музыкальное образование лучше начинать получать в раннем возрасте.
Однако какой бы талантливый не был будущий пианист, он – пользователь уже готового инструмента. А вот сделать качественные клавишные могут только инженеры-конструкторы. Причем, им даже не обязательно уметь играть на пианино и знать нотную грамоту. Благодаря точным наукам: физике и математике – они установят каждую из 10 тысяч деталей инструмента на свое место и заставят его звучать.
Например, в Санкт-Петербурге…
На производстве в городе на Неве собирают пианино с 2017-го года. В компании трудится 25 штатных сотрудников, и никто из них не владеет игрой на клавишных.
При этом за 365 дней выпускают 400 инструментов. Поставляют их частным покупателям и в музыкальные школы по всей России. Самый дальний регион, где можно увидеть и услышать северный инструмент – Чукотка.
В начале было дерево
Пианино начинается с деревянных заготовок. Петербургские деревья не подходят – климат не тот. Сырье привозят с Северного Кавказа. Основные породы, которые используют – бук и ель. Причем, не обычную, а резонансную, которая сможет передавать звук и усиливать его. Специалисты говорят, таким может стать практически любое дерево. Все – в руках заготовщиков.
Она станет резонансной, только если мы ее правильно распилим, правильно высушим и правильно соберем, – объясняет главный инженер предприятия Михаил Алексеев. - Распил должен быть только радиальный, то есть годовые кольца находятся перпендикулярно к поверхности щита. Если годовые кольца отклоняются до 10-ти градусов, это возможно. Если больше, то все. Данная древесина имеет определенные физико-химические свойства: плотность и передачу звука – это основное.
Дерево должно быть легким и прочным. На фабрике измеряют длину заготовок, ширину и даже влажность. Допускается – не больше 8%. Неподходящее сырье возвращают поставщику. А из того, которое прошло строгий отбор, делают опорно-акустический блок. Он, можно сказать, душа пианино.
То, что поможет звучанию
Спустя две недели, после того, как древесина отлежится, и адаптируется к новым условиям, ее выравнивают на станке. Потом склеивают одиночные детали по три – получаются брусья. На этапе фрезеровки на одних появятся шипы, на других – пазы. Когда их соединят, отдельные детали превратятся в раму футора – это остов корпуса, который придает пианино прочность.
В это же время мастера готовят будущую деку. Она проецирует звук. Мастера берут резонансный щит – из ели, под прессом приклеивают к нему для жесткости небольшие брусочки – рипки.
Потом с другой стороны клеят штэги, на которые потом будут опираться струны.
И только когда все эти детали соединяют вместе, эту сборку можно официально называть декой. Ее покрасят и вклеят в футор. Сверху прикрутят чугунную раму. И приступят к струнам.
Одевайтесь, пожалуйста
На производстве никто не говорит «установить струны». Здесь процесс называют – надеть струнную одежду. Если мерить ее в штуках – всего в инструменте 220 струн. У них разная длина, диаметр, масса и сила натяжения. Специалист берет стальную проволоку и навивает её на колок, который потом вбивает молотком.
«Колок как крепежная деталь, - говорит технический консультант производства Владимир Семёхин. – Проволока заправляется в колок, в отверстие. И делается три витка вокруг этой детали. Потом этот колок служит – у нас он называется вирбель, – чтобы настройщик воспользовался и изменял силу натяжения струны».
Только когда проволока занимает место в будущем акустическом блоке, она может считаться струной. Двигается специалист от тонкой к широкой.
Самые тяжелые – басовые струны – заготавливают отдельно. Тут на стальную проволоку навивают медную канитель. Меняется вес и, соответственно, звучание.
«Диапазон звучания музыкального инструмента определяется частотой колебания каждого тона, - продолжает Владимир Семёхин. – И чем ниже звук, тем меньше частота колебаний. Для того, чтобы обеспечить частоту колебаний, нужно обеспечить необходимую массу. То есть, большую массу по отношению к более высокому тону».
Когда все струны надеты, акустический блок должен «отдохнуть» в течение месяца и привыкнуть к натяжению. За это время он может слегка деформироваться. Зная это, специалисты заранее оставляют 5-тимиллиметровые припуски. И на этапе шлифовки аппарат их срезает. Получается идеально ровный прямоугольник, который отправляют на цвиковку, то есть предварительную настройку.
Мастер, вооружившись тюнером и медиатором, подтягивает струны так, чтобы они звучали на одной высоте.
Весь строй отталкивается от ноты «ля», которая 442 герц, и он весь должен соответствовать, – говорит цвиковщик и настройщик пианино Рамазан Храмов. – Здесь музыки как таковой нет. Просто относительно одной ноты идет построение всего.
Соберись, пианино!
Акустический блок нужно поместить в корпус инструмента. Древесноволокнистые плиты для него приходят уже готовые из Москвы. Но, как и в случае с заготовками, не все они подходят. Технолог оценивает каждую. Если есть визуальные дефекты, например, поры от неправильно выдержанного лака, детали отбраковывают.
Плиты, прошедшие «кастинг», становятся стенками, ножками, консолями, которые окружают акустический блок на первой сборке (а их будет две). Тут же прикрепят штульраму, куда потом будут крепить клавиатуру. И, наконец, полик с педалями.
Далее инструмент отвозят к мастерам, которые займутся механикой.
«Начинка» в разрезе
Современную механику для пианино разработали и запатентовали в Лондоне. Сейчас ей пользуются все производства в мире. Если смотреть на «начинку» в разрезе, можно посчитать, что при нажатии клавиши задействуется около 70-ти деталей.
Среди них демпферы, у которых одна сторона деревянная, а другая – из ворса. Нужны они, чтобы глушить струны. Есть молотки, которые состоят из гаммерштиля – деревянной палочки и головки. Именно в сборном виде молоток бьет по струне и слышится звук.
Детали, в очередь!
Когда механику прикрутили к корпусу, начинают вклеивать демпферы и 88 молотков. Работа кропотливая, а действовать нужно быстро. Температура клея – около 80-ти градусов.
«Клей горячий, и время застывания очень короткое, так как покрывается пленкой, – объясняет мастер клеевого участка Антон Буряков. – Втыкаем молоточек в шультер. И направляем – делаем линию удара, чтобы молоток бил четко по струне».
Теперь пришло время клавиатуры. Ее прикручивают и проверяют, как она работает сообща с механикой. А еще и черные, и белые клавиши обязательно взвешивают. С помощью небольших грузов. В зависимости от местоположения они должны быть от 52 до 56 граммов.
«Для того, чтобы у пианиста складывалось ощущение одинакового нажатия на каждую клавишу, – рассказывает сборщик-монтажник клавишных инструментов Роман Мельников. – Чтобы ему одинаковое усилие нужно было дать, чтобы произвести одинаковый звук. Так ему предоставляется самая большая палитра контроля над инструментом».
Если клавиша оказывается легче или тяжелее соседней, в ней просверливают отверстие и кладут в него свинец. Чтобы утяжелить – груз располагают в дальней части клавиши. Чтобы сделать легче – наоборот, в передней. В одной клавише может быть до 4-х граммов дополнительного веса.
Хорошо ли ты звучишь?
Перед тем как инструмент передадут на вторую сборку, его проверяют на прочность. При помощи обыгрывающей машинки. Её ставят на клавиатуру, и она в течение 20 минут как будто играет на инструменте, но давит на клавиши с огромной силой, нагружая всю механику.
«Бывает такое, что может какой-то молоточек обломаться, еще что-то там разболтаться, – говорит цвиковщик и настройщик пианино Рамазан Храмов. – Я это все увижу. И чтобы некачественный инструмент не попал к покупателю, мы это все поправляем».
Если испытания прошли успешно, можно пианино уже настраивать окончательно. Для этого мастер использует суконную ленту, которую помещает между струнами. Она позволяет отделить одну от другой. И подтянуть каждую в отдельности на нужную высоту.
На второй, финальной, сборке клавиатуру прикрывают «крышкой» – клапом. А механику скрывают от глаз за деревянной филенкой.
Все – инструмент готов. Для того, чтобы сделать одно пианино: от привоза древесины до упаковки инструмента – нужно полгода.