«Меня поразил уровень подготовки участников — он восхитительно вдохновляет»

«Меня поразил уровень подготовки участников — он восхитительно вдохновляет»
© Индикатор

В конце сентября в Москве прошел финал второго сезона федерального конкурса «Научная Вселенная», в рамках которого школьники старше 14 лет и студенты при помощи известных российских ученых предлагали свои решения практикоориентированных кейсов от ведущих российских компаний. Проект реализуется при грантовой поддержке Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий (инициатива «Наука побеждать»). Победители конкурса отправятся в научное путешествие на космодром Восточный. О подготовке, секрете успеха и формате самого конкурса нам рассказал победитель направления «Гуманитарный микс» Михаил Маклаков, студент Европейского университета в Санкт-Петербурге.

— Что вас вдохновило на участие в конкурсе?

— На участие в конкурсе меня вдохновила куратор трека «Гуманитарный микс», в котором я собирался поучаствовать — Евгения Андреевна Долгова, профессор Российского государственного гуманитарного университета. Евгения Андреевна — значимый специалист по истории советской и российской науки. Я обучаюсь в аспирантуре по схожему профилю, поэтому решил, что будет полезно поддержать такой проект. Вдруг смогу победить.

— Какие задания вы решали в ходе самого конкурса?

— Конкурс проходил в три этапа. Первый этап выглядел как тест по разным вопросам, которые в основном были связаны с историей российской науки. Также были какие-то достаточно общегуманитарные вопросы, связанные с искусством. Кроме того, на первом этапе можно было пройти дополнительные задания: написать пост во ВКонтакте или посмотреть вебинары с дополнительными вопросами. За них давали дополнительные баллы, и я их прошел. Второй этап был представлен заданием по решению реального кейса. Заказчиком в нашем треке были организаторы Фестиваля актуального научного кино. Они попросили разработать концепцию медиапродукта, который бы освещал российскую науку.

Я представил проект, который связывал современную российскую науку с ее историческими корнями в формате коротких роликов для соцсетей. С ним выступил, и, кажется, жюри высоко оценило мою работу.

— Как вы готовились к конкурсу?

— Я немного почитал материалы из списка указанной дополнительной литературы. Посмотрел какие-то полезные ссылки. Для решения кейса пришлось достаточно усердно подготовиться и тщательно проработать проект. Потом мы его дорабатывали вместе с нашим куратором перед тем, как выступить уже на финальном этапе.

— С какими трудностями вы столкнулись в процессе работы над проектом?

— В ходе разработки проекта основная трудность, наверное, оказалась связана с тем, какой формат предложить заказчику, поскольку он должен быть быстрым в плане окупаемости или же просто не очень затратным.

Я думал о том, что не хочу предлагать, например, большое кино или что-то многосерийное, с сериями по часу, рассказывающими о деятелях советской науки. Так что для меня основная сложность заключалась в том, чтобы вписать мой проект в какие-то рыночные современные условия так, чтобы он выглядел круто.

— Чему вы научились из общения с наставником?

— Хороший вопрос. Я, если позволите, отвечу немного издалека. Меня поразили две вещи. Во-первых, уровень организации всего конкурса. Меня поразило, как в реальном времени решаются любые организационные вопросы и организуется финал.

Во-вторых, уровень подготовки. В финале было восемь треков, каждый трек представляли по два студента и два школьника. И если уровень студенческой подготовки мне в целом был понятен, то школьники меня восхитительно вдохновили. Очень высокий уровень реализации проектов не только по «Гуманитарному миксу», но и по другим направлениям! С научной точки зрения там были довольно сложные вещи типа блокчейна, и ребята очень постарались. Я в какой-то момент понял, что сам не понимаю, что они говорят. Может быть, это намекало мне о том, что участники подготовились очень хорошо и у них действительно сложно проработанный проект.

— Что помогло вам победить?

— Думаю, мне помог победить мой бэкграунд в STS (Science and Technology Studies). Это понятие включает не только историю науки, но и какие-то социологические вещи, антропологические аспекты. Я представлял, как повернуть, казалось бы, скучные истории об ученых в такой научно-популярный формат коротких видео, чтобы это было интересно.

Все участники были достойными, их проекты были достойными, и у жюри не было, по большей части, вопросов к самому проекту. Были вопросы такие, скорее, чтобы проверить, как участник умеет себя вести. То есть что он не боится выступать на публике и у него высокий уровень навыков публичного выступления. Возможно, это тоже помогло.

— Какие советы вы могли бы дать молодым исследователям, которые также хотели бы поучаствовать в «Научной Вселенной»?

— Кажется, об этом конкурсе было намного сложнее узнать, чем в нем поучаствовать. Я вот о нем узнал благодаря, собственно, Telegram-каналу куратора нашего трека. Будущим участникам я бы посоветовал искать информацию о конкурсе и не бояться сцены.

Беседовала Анна Гуль