Не учи ученого: как сохранить экспертность и авторитет в глазах обучающихся в эпоху расцвета ИИ

Не учи ученого: как сохранить экспертность и авторитет в глазах обучающихся в эпоху расцвета ИИ
© Индикатор

Школьники и студенты давно используют компьютерные технологии, готовясь к уроку. Через несколько секунд после запроса всезнающие поисковики выдают миллионы ответов, а нейросети решают уравнения и готовят тексты на заказ. С одной стороны, Минпросвещения России предлагает учителям поручить цифровым помощникам проверку домашних работ и заполнение отчетов. С другой — учителя опасаются новой волны списываний: непонятно, чему научится школьник или студент, если задания за него выполняет нейросеть. Как перестать беспокоиться и полюбить искусственный интеллект, если вы педагог? Вместе с экспертами рассказываем, что делать, чтобы не отстать от прогресса и приспособиться к новой реальности.

Статистика, собранная в колледжах США, показывает, что захват образовательного рынка искусственным интеллектом неизбежен. Можно даже заявить, что он уже произошел. 90% участников того же опроса считают, что ChatGPT полезнее репетитора. Они также довольны индивидуальной поддержкой чат-ботов в 91 случае из 100. Кроме того, ИИ легко составляет дополнительные учебные материалы и проверяет тесты с выбором ответа, что позволяет педагогам меньше заниматься рутиной. По данным тех же американских колледжей, благодаря прогнозированию оценок с точностью до 80% повысилась успеваемость 34 712 студентов.

В нашей стране ситуация схожая. Опрос Skillbox и Anketolog.ru показал, что более 40% студентов из крупных городов России хотели бы иметь дополнительные материалы к занятию, которые рекомендует ИИ, и получать сгенерированные конспекты семинаров. Студенты считают использование нейросетей для подготовки презентаций, геймификации обучения и демонстрации условий задачи в дополненной реальности удачной идеей. Кроме того, каждый третий из них хотел бы взаимодействовать на территории учебного заведения с роботом-ассистентом, который подскажет путь к аудитории, окажет психологическую поддержку, а при необходимости — и первую медицинскую помощь.

«Самый большой риск, как ни странно, в ограничении использования ИИ в образовательном процессе. Легко представить себе человека, который обучался в искусственных условиях без калькулятора и компьютера, а потом приходит работать туда, где без этих инструментов его производительность будет невостребованно низкой», — отметил ректор АНО «Университет Национальной технологической инициативы 2035» Вадим Медведев.

«Учитель может предложить школьникам нечто, что выходит за рамки алгоритмов и данных. Представьте себе, что обучение — это не просто передача информации, а сложный танец, в котором важны не только шаги, но и эмоции, интонации, поддержка и вдохновение. Искусственный интеллект пока не может почувствовать и отреагировать на человеческие эмоции так же тонко. Чтобы убедить в этом школьников, важно показать им, что учитель — это не просто источник знаний, а человек, который готов помочь, поддержать. Тогда они почувствуют разницу между взаимодействием с человеком и машиной», — рассказал цифровой двойник Андрея Комиссарова, ведущего эксперта цифровизации образования Университета 2035.

35% российских студентов считают, что алгоритмы и программы для обучения не заменят живого преподавателя в качестве наставника и консультанта. Участники опроса готовы поручить искусственному интеллекту рутинные задачи, чтобы разгрузить педагога. При этом 60% из них пожелали сохранить личное общение с преподавателем и одногруппниками. Чуть меньше — 52% студентов — хотят получать индивидуальную обратную связь от живого человека.

Подробнее — в канале «Тест Тьюринга» (Дзен, vc.ru)

Материал подготовлен совместно с Национальным центром развития искусственного интеллекта — ai.gov.ru.