Заменит ли искусственный интеллект дипломата?

Искусственный интеллект проникает в самые разные сферы жизни людей всего мира — от медицины и финансов до искусства и образования. Но прогресс может привести к трагедиям без осознания ответственности за безопасность применения разработок. О роли ИИ на международной арене, необходимых в этой сфере этических решениях и о том, способен ли искусственный разум заменить дипломата, на IV Евразийском женском форуме «Парламентской газете» рассказала директор департамента информации и печати МИД России Мария Захарова.

Заменит ли искусственный интеллект дипломата?
© Парламентская газета

- Мария Владимировна, какую роль искусственный интеллект приобрел на международной арене, в том числе и в дипломатических отношениях? 

- Для внешнеполитических ведомств различных стран мира тематика искусственного интеллекта интересна в нескольких преломлениях. Во-первых, конечно, мы сами являемся пользователями элементов искусственного интеллекта, соответствующего оборудования, программ и возможностей. Естественно, не в тех космических форматах, которые мы видим в каких-то футуристических фильмах, но так или иначе продукты искусственного интеллекта уже стали частью нашей реальности, например, в поисковиках, онлайн-ресурсах и так далее.

Во-вторых, тема искусственного интеллекта стала международной. Впервые в этом году была принята резолюция Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная искусственному интеллекту. Это первый в истории всемирной организации документ на этот счет.

Помимо прочего, тематика ИИ является международно значимой. Она во многом влияет не только на повестку, но и на формирование будущего. Здесь и ценностные ориентиры, и философия будущего, и сочетание технологий, этики и морали. В сфере ИКТ или информационной безопасности уже наработан определенный пласт знаний. Но все-таки искусственный интеллект предполагает нечто другое — принятие решений не только с участием человека, но и без него. Мы становимся свидетелями, как то тут, то там появляются документы, подготовленные искусственным разумом. И это не только курсовые работы или доклады, но и материалы международных организаций. И никто пока не понимает, как с этим быть — маркировать ли их как часть в докладе, подготовленную без участия человека, или инкорпорировать как сноску. То есть это новая реальность в ежедневной работе.

Главное — нужны некие международные правила игры. Хочется, чтобы тема искусственного интеллекта стала темой сотрудничества. Но мы, к сожалению, видим, что уже есть все тенденции, которые определяют процесс даже не как нормальное соперничество или конкуренцию, а как очередное поле противостояния. Запад тянет все в свою сторону. Наша страна пытается отстоять свою позицию: тема ИИ не должна становиться еще одним инструментом сегрегации мира, деления на прекрасный сад и джунгли, в этой сфере есть возможности для объединения потенциалов.

Есть еще и большое количество негосударственных игроков, флагманов бизнеса и производства, они во многом и задают тон. То есть тема искусственного интеллекта только начинает приобретать международно-правовое очертание.

- Как с правовым обеспечением обстоит дело в России?

- Нашей стране уже есть что представить. Например, Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта. Это уникальный документ, мы стали первыми в мире разработчиками подобного кодекса. Но это не единственная тема и направление, по которым ведется работа, есть и многие другие.

- Эксперты рассуждают о том, сможет ли в будущем искусственный интеллект заменить человека — врача, журналиста, учителя. А сможет ли он заменить дипломата?

- Мы уже жили в таких взглядах на будущее. Наше с вами детство проходило как раз на фоне подобных фильмов и книг, такие темы поднимал и наш соотечественник фантаст Александр Беляев, и зарубежные авторы. Фантасты писали о том, что в конце XX века придут роботы и человеку не останется ничего другого, как только отдыхать и раздавать команды. Были фильмы и об инопланетных представителях, которые вытеснят человека своим более совершенным разумом. Закончился XX век, в этом году заканчивается первая четверть XXI века. Где вы видите, чтобы кто-то кого-то вытеснил? Другое дело, что мы должны быть готовы к этой новой реальности.

- В чем человечеству нужно подготовиться?

- Мы должны уметь распознавать, где творчество человека, а где то, что лишь выдается за результат человеческой деятельности, а на самом деле создано машиной.

Мы должны вырабатывать рамки, за которые эта тема не должна заходить, чтобы не создавать угрозу человеку. Мы уже проходили подобные исторические моменты с ядерными технологиями. Когда они появились, кто-то считал, что апокалипсис уже наступил. Но позже оказалось, что эти технологии можно использовать для атомных электростанций, в медицине, в производстве. Люди научились справляться с результатами своих же научно-технических открытий и знают, как их использовать во благо.

Другое дело, что неолиберальные философии и политические элиты все больше отодвигают морально-этические нормы в сторону, устанавливая свой порядок, где должна главенствовать выгода. А этика, нравственность и мораль почему-то считаются вторичными. Вот это действительно опасно. Космические скорости развития искусственного интеллекта в сочетании с абсолютно саморазрушительной логикой либеральных диктатур могут дать трагический результат. Вот этого нужно избегать и постараться сделать все, чтобы этого не допустить.