Пленники во Вселенной. Что делают застрявшие на МКС американские астронавты и почему NASA не спешит их спасать?

Россия готова была прийти на помощь астронавтам, которые застряли на МКС. Об этом на неделе рассказал глава «Роскосмоса» Юрий Борисов. Речь про американцев Бутча Уилмора и Суниту Уильямс. На орбиту они прилетели на восемь дней, а застряли минимум на девять месяцев. О пленниках во Вселенной – материал политического обозревателя «МИР 24» Максима Красоткина.

Пленники во Вселенной. Что делают застрявшие на МКС американские астронавты и почему NASA не спешит их спасать?
© Mir24.TV

Так тесно в космосе не было никогда. В тот день на орбите с учетом туристов и тайконавтов находились 19 человек. 12 – на МКС. Такое вот космическое общежитие. Российских космонавтов и астронавта встречают члены штатной экспедиции и примкнувший к ним экипаж Starliner. На корабле Starliner компании Boeing Бутч Уилмор и Сунита Уильямс пытались покинуть Землю еще в начале мая. Но что-то пошло не так. 5 июня ракета Atlas все же унесла аппарат в космос. И уже за пределами атмосферы он начал буквально трещать по швам: из Starliner стал вытекать гелий, а при стыковке отказали пять двигателей из 28.

«Это испытательный полет. Мы ожидали найти некоторые особенности. И вот мы их находим, исправляем и вносим изменения, делаем обновления с нашей командой управления», – пояснила астронавт NASA Сунита Уильямс.

Starliner – это попытка поднять до космических высот репутацию Boeing, которая заметно поистрепалась за последние несколько лет. То обшивка у самолета слезет, то прямо на взлете отлетит колесо или на высоте оторвет дверь. А на этой неделе 30 тысяч сотрудников американской компании вышли на забастовку – требуют повысить зарплату.

Проектировать Starliner в Boeing начали одновременно с Илоном Маском, но Space X что называется «стартанул» раньше.

«На дворе 2024-й, прошло четыре года, Boeing до сих пор не использует свой корабль, а значит не может получать деньги от NASA за миссии на этом корабле, а значит у него этот проект сильно убыточный. Аудиторы говорят, что убыток по этому проекту перевалил за полтора миллиарда долларов», – рассказал научный журналист Михаил Котов.И пока Бутч Уилмор и Сунита Уильямс разбирались, что же случилось с двигателями их корабля, Starliner словно ожил и начал пугать людей. Специалисты Boeing сказали, что жуткие звуки на полет не влияют, а вот с отказом двигателей экипаж возвращать побоялись и отправили корабль на Землю в беспилотном режиме. При этом второго летного образца нет.

«Пока они на свой страх и риск находятся на станции, их нечем нормально эвакуировать. Как NASA пошло на это? Думаю, в «Роскосмосе» точно бы такое не сделали», – отметил летчик-космонавт, Герой России Антон Шкаплеров.

Спасать своих, как в голливудском кино, американцы не спешили. «Роскосмос» предлагал помощь, но в NASA не ответили ни да, ни нет. Экипажу Starliner пока не на чем вернуться на Землю. Для эвакуации на Crew Dragon надо будет изготавливать новые скафандры, а для «Союза» – только смахнуть пыль со старых.

«Сунита и Буч уже летали на «Союзах». У них были скафандры, которые были пошиты на предприятии, которое шьет нам скафандры. Естественно, все ростовки их личные остались, особо они не поменялись. С Бутчем мы даже в космосе вместе были, поэтому теоретически им можно было бы подобрать что-то из запасных», – рассказал Антон Шкаплеров.

Зато американцы запустили четверых космических туристов, каждый из которых принес бюджету США больше 50 миллионов долларов. Все это за возможность побывать на орбите и даже по пояс заглянуть в открытый космос. А про застрявших астронавтов уже и анекдот сочинили: мол, они написали на борту Starliner, что им снится трава у дома и они готовы голосовать за Харрис, только верните.

«Космические полеты – это риск, но они безопасны. Поэтому решение оставить Бутча и Суни на борту Международной космической станции и вернуть Starliner домой без экипажа является результатом стремления к безопасности», – отметил администратор NASA Билл Нельсон.

Лишние люди на орбите – это дополнительная еда, вода, кислород и отходы. На МКС всегда есть запас, да и еще можно привезти. А вот с долговременной научной программой для Бутча и Суниты проблема – впрочем, слоняться по станции без дела и отвлекать всех они точно не будут.

«Не секрет, что 30% космонавт не занимается экспериментами, он занимается поддержанием работоспособности станции. Так вот на этих людей можно было переложить, чтобы они занимались рутиной. Технической частью, к которой они подготовлены, естественно, а ребята, которые тоже подготовлены, будут делать эксперименты», – прокомментировал Антон Шкаплеров.

Похожая ситуация, когда корабль-спасатель был неисправен, была и у российского экипажа два года назад. Тогда микрометеорит повредил систему охлаждения «Союза». В «Роскосмосе» решили не рисковать жизнями экипажа и отправили на орбиту запасной корабль, не отстыковывая поврежденный. Из-за этого экипаж провел в космосе больше года вместо запланированных шести месяцев. А рекорд по суммарному пребыванию в невесомости принадлежит нынешнему командиру МКС Олегу Кононенко – больше тысячи суток за пять полетов. В американском космическом агентстве застрявших на орбите астронавтов решили вернуть домой с помощью корабля Crew Dragon, который стартует 24 сентября. Ради Бутча Уилмора и Суниты Уильямс даже сократили экипаж до двух человек. Что угодно, лишь бы за помощью к русским не обращаться.

«В какой-то мере проще это делать при помощи Space X, с другой стороны это итак мощнейший удар по репутации и для Boeing, и для NASA», – отметил Михаил Котов.

Вместо восьми дней заложники космоса проведут там девять месяцев, до февраля. Рекорд российского космонавта по длительности пребывания они не побьют, но давно превзошли отметку по количеству происшествий.