День садовода в Санкт-Петербурге: где живет «Царица ночи» и кто посадил артишоки в Летнем саду?
26 августа в городе на Неве – День садовода. Сегодня прямое отношение к нему имеют около 2,5 миллиона петербуржцев. Именно столько человек временно или постоянно проживает в садоводствах. Первым садоводом в Северной столице был Петр Великий. Именно по его велению Санкт-Петербург стали озеленять. Сегодня в городских садах можно встретить множество диковинных растений.
И красиво, и вкусно
Старейший петербургский сад – Летний. Его создали по указу царя в 1704 году. Там же государь пожелал разбить грядки и отдал под них 80% земли. Потому в народе это место называли «Петров огород».
Что только ни росло на нем: мандарины, лечебные травы и, конечно, картофель, с которым император познакомился в Голландии. Из необычного – артишоки.
«Артишоки очень любил Петр I. Каждый обед он начинал с вареного артишока», – поясняет специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея Виктор Мельников.
Чтобы теплолюбивое растение прижилось в Северной столице, садовникам пришлось потрудиться.
«Для того чтобы получать хоть какие-то плоды, начали использовать паровые гряды. Под землю набивался конский навоз с листвой, все это начинало преть и таким образом обогревать грядку», – рассказывает специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея Виктор Мельников.
Истинно петров огород до наших дней не сохранился. Сейчас Летний сад украшает воссозданная уменьшенная копия – всего двадцать четыре грядки.
Один раз в год...
С огорода началась история и Ботанического сада Петра Великого. На Аптекарском острове царь приказал «сеять» лекарственные травы и цветы. Растения здесь собирают уже три века и сегодня их – свыше 80 тысяч. «Царица» коллекции – селеницереус крупноцветковый.
«Еще с XX века – это такой бренд не только нашего сада, но и Петербурга. Среди всех растений города самым известным является этот кактус», – отмечает заместитель заведующего Ботанического сада Петра Великого Юрий Калугин.
У селеницереуса множество прозвищ. Например, лазающий кустарник, потому что в природе растет на скалах или деревьях, или «Царица ночи»: бутоны кактуса распускаются лишь один раз в год – в конце мая или начале июня всего на несколько часов.
«С первыми лучами солнца цветок начинает закрываться, увядать. Если его успели опылить, то завязываются семена, потом появляются плодики: округлые, волосатые, съедобные. Но у нас плодиков не бывает, поскольку кактусы любят, чтобы происходило перекрестное опыление. У нас только один клон, один вид. Поэтому личная жизнь до конца не состоится», – поясняет куратор коллекции растений Ботанического сада Петра Великого Евгения Романова.
В Ботаническом саду 15 видов тропического растения. Познакомиться с «Царицей ночи» можно и в оранжереях Санкт-Петербургского государственного университета. Растят селеницереус в особых условиях, ведь его родина – тропики Латинской Америки.
«Там бывают периоды засухи и периоды дождей, и перед дождями или во время дождей этот кактус зацветает. На нем появляются самые крупные цветки, они могут достигать в размере до 40 сантиметров», – рассказывает заместитель директора Ботанического сада Санкт-Петербургского государственного университета Александр Халлинг.
Этот кактус не только выглядит эффектно. Когда цветет, пространство вокруг наполняет нежный аромат ванили.
С японским колоритом
А на месяц раньше – в конце апреля – начале мая петербуржцы любуются сакурой. В Ботаническом саду Петра Великого японская вишня тоже есть. Первые деревья появились еще в 80-х годах XX века, а сейчас их сотни пятнадцати сортов. Все – коллекционные.
«Они все красивы по-своему. Мы привыкли, что чем более розовый цвет, чем более он махровый, японцы говорят – пушистый, то тем более он эффектный, и каждый хочет на фоне его сфотографироваться. Японцы обожают самые простые цветки – белые. Опять же есть миф, что сакура должна быть розовая, но 80% цветков сакуры в Японии – белые», – поясняет сотрудник Ботанического сада Петра Великого Юрий Калугин.
В саду первые бутоны распускаются на сарженте или сахалинской сакуре.
«Если вы придете в начале апреля, вы увидите, что почки сакуры уже набухли, и, кажется, что она вот-вот раскроется. Но, для того чтобы зацвести, ей нужно как следует напиться воды. Это минимум пять ночей с температурой выше пяти градусов», – отмечает сотрудник Ботанического сада Петра Великого Александра Меведева.
В среднем одно дерево отцветает за неделю. Из-за жары, ливня или сильного ветра быстрее – иногда за один-два дня. В Японии сакура – символ красоты и быстротечности жизни. Любоваться ею – национальная традиция, которая называется ханами.
Деревья сакуры способны жить сотни и даже тысячи лет. Увидеть розовые и белые «облака из цветов» в городе на Неве можно и бесплатно. Например, на Литейном проспекте. Японская вишня здесь украшает уменьшенную копию древнего шанхайского сада «Юй Юань» – Сквер дружбы.
Растет сакура и в других уголках Санкт-Петербурга. Деревья в саду-партере Смольного собора, например, подарок императорской семьи Японии.
Сладкая история
В наши дни редкий горожанин решается посадить арбузы и дыни – Санкт-Петербург находится в зоне рискованного земледелия.
«Но в некоторых источниках при этом отмечается, что в XVIII веке петербуржцы употребляли арбузов едва ли не больше, чем кабачков», – отмечает главный хранитель парков музея-заповедника «Царское Село» Ольга Филиппова.
Выращивали их, к примеру, в теплицах «Верхнего сада» Царского села. Первую каменную оранжерею там возвели в 1722 году, чтобы круглый год украшать императорские апартаменты цветами. Со временем создали полноценный хозяйственный комплекс: с плодовыми деревьями и ягодными кустарниками – в открытом грунте и грядками, с которых фрукты, овощи и зелень попадали на царский стол. К середине XVIII столетия там можно было круглый год лакомиться даже апельсинами, ананасами, виноградом и теми самыми бахчевыми.
В XXI веке сотрудники музея-заповедника решили возродить традицию выращивания арбузов и дынь.
Для эксперимента выбрали несколько сортов. Растениям создали особые условия: температура – от +25 до +30 градусов, полив не чаще трех раз в неделю. Чтобы бахчевым всегда было тепло, сухо и солнечно, специалисты отказались от привычного горизонтального выращивания.
«Когда растения подняты вертикально, конечно, они больше получают света, они ближе к верху, к стеклу, к солнцу. И, соответственно, освещенность получается более охватывающей. Растению лучше и комфортнее расти именно так», – рассказывает главный специалист агрокомплекса музея-заповедника Царское село Мавжуда Аслами.
Окна в оранжерее должны быть закрытыми – даже насекомое не залетит, поэтому опылять растения нужно вручную: каждое утро переносить пыльцу с мужского цветка на женский.
Первая попытка оказалась удачной. В прошлом году в теплицах «Верхнего сада» собрали почти полсотни арбузов.