Войти в почту

Подводный робот "Аргус-Д" станет в Океане первым среди равных

Чем дальше интересы людей, их научно-исследовательская и производственная деятельность устремляются в Океан, тем все более востребованными становятся беспилотные подводные аппараты разных классов и назначения. В том числе те, что способны вести мониторинг на разных глубинах, а также доставлять или сбрасывать на дно "полезную нагрузку".

Подводный робот "Аргус-Д" станет в Океане первым среди равных
© Российская Газета

Именно такой АНПА под названием "Аргус-Д" разработали в Центральном конструкторском бюро морской техники "Рубин", и увидеть его смогут посетители форума-выставки "Армия-2024" уже в ближайший понедельник, 12 августа. Год назад на подобной выставке был представлен аппарат "Аргус", а чем отличается новый - с литерой "Д"? Такой вопрос мы задали накануне руководителю ЦКБ "Рубин" Игорю Вильниту.

- "Аргус" (сейчас он получил индекс "И", от слова "инспектор"), представленный нами в прошлом году, и "Аргус-Д" ("доставщик") разрабатываются на одной платформе, принадлежат к одному семейству и, главное, относятся к одному классу - тяжелых АНПА, - рассказал Игорь Владимирович.

По его же словам, аппараты семейства "Аргус" объединяет размер: диаметр корпуса равен одному метру. У них едины основные технические решения по энергетике, движительно-рулевому комплексу, электронным компонентам. Так называемая "межпроектная унификация" позволяет снизить и стоимость строительства, и затраты на последующее использование.

- А принципиально отличаются эти два аппарата своими функциональными возможностями, - раскрывает главное генеральный директор "Рубина". - Первый, что с литерой "И", главным образом предназначен для сбора информации о морском дне или объектах, находящихся на дне. А функция "Аргуса-Д" в основном транспортная - он ориентирован на доставку в заданные участки различного оборудования, в первую очередь электронного…

В качестве примера такой полезной нагрузки могут использоваться, в частности, автономные донные сейсмические станции, которые разрабатывает Институт океанологии имени П.П. Ширшова РАН. С этим академическим НИИ, если все пойдет по плану, конструкторское бюро "Рубин", входящее в Объединенную судостроительную корпорацию, уже в ближайшее время намерено подписать соглашение о сотрудничестве.

Для каких еще целей нужно размещать на дне или на якоре в придонном слое те самые "полезные нагрузки"? Это может быть научная аппаратура, которая способна вести сбор информации об акустических характеристиках океана. В частности, выявлять вклад морского судоходства в акустический фон конкретных районов океана, фиксировать биологическую активность на тех или иных участках морского дна.

Помимо научных исследований в океане "Аргус-Д" способен решать и прикладные задачи - например, в интересах морской добывающей промышленности. По мнению разработчиков аппарата, многое зависит от полезной нагрузки, которую он должен будет доставить в интересующие районы. Например, создание подводных станций, способных вести мониторинг радиационного загрязнения океана, может стать основанием для проектирования версии аппарата в интересах МЧС.

К этому стоит добавить, что "Аргус-Д" базируется на технологиях, которые обеспечили глубоководному аппарату "Витязь-Д" (тоже детище конструкторов "Рубина") выполнение первой в мире полностью автономной миссии в Марианской впадине ("РГ" об этом подробно рассказывала весной и летом 2020 года).

"Витязь-Д" - первый в своем роде глубоководный беспилотник. "Аргус-Д" - первый в России аппарат со сбрасываемой полезной нагрузкой. Для нее в корпусе АНПА предусмотрено пространство длиной до двух метров, шириной 55 и высотой 50 сантиметров. Полезная нагрузка также может размещаться на внешней подвеске аппарата.

Действует "Аргус-Д" независимо от судна с экипажем, продолжительность автономной миссии - около 20 часов при скорости в три узла (для "сухопутного" понимания - это 1,5 метра в секунду). В процессе работы энергетическая установка аппарата, в отличие от двигателей надводного судна, не выделяет углекислого газа. А для увеличения автономности в состав полезной нагрузки может входить дополнительная литий-ионная батарея.

Скорость полного хода "Аргуса-Д" - до 6 узлов, проектная глубина погружения - один километр, с возможностью увеличения до трех. Длина аппарата - 8,9 метра, диаметр, как уже сказано, - ровно метр, вес - около 5,5 тонн. Аппарат оснащен системой уклонения от препятствий. Работу вблизи дна обеспечивают гидролокаторы переднего обзора, доплеровский лаг (измеряет скорость аппарата относительно дна) и альтиметр (определяет расстояние от подводного аппарата до дна и других препятствий, чтобы предупредить столкновение).

Работа сделана - возвращаемся "на базу". Фото: Рисунок предоставлен ЦКБ "Рубин".

Какие функции перспективный подводный аппарат может выполнять автономно, а какие - под контролем оператора?

- Граница между телеуправляемыми и автономными подводными аппаратами все больше стирается, - констатирует Игорь Вильнит. - Телеуправление АНПА под водой может осуществляться, например, по гидроакустическому каналу, а традиционные телеуправляемые аппараты (ТНПА) уже сейчас многие функции способны выполнять самостоятельно. Например, оператор задает аппарату точку, в которую тот должен выйти, а все действия, направленные на решение этой задачи, совершатся без участия человека. Телеуправление аппаратом "Аргус-Д", как мы сейчас представляем, будет производится при выходе из базы и при возврате в нее. Кроме того, если аппарат при выполнении своей миссии столкнется с какими-либо сложностями, он сможет сообщить об этом оператору, и тот возьмет управление на себя…

А что отличает "Аргус-Д" от таких или схожих по функционалу АНПА, создающихся на Западе? В частности, в Канаде, США, в Швеции? Развернутый ответ на эти и другие вопросы - в интервью генерального директора ЦКБ "Рубин" И.В. Вильнита на сайте "Российской газеты" в воскресенье, 11 августа.