«Бабушка говорила, что железная дорога будет всегда». Династия казахстанских железнодорожников Бурлиновых больше века трудится в отрасли
День железнодорожника отмечают в ряде стран Содружества. В Казахстане в ближайшие годы появится свыше 1300 километров новых железных дорог. Эта сфера одна из самых крупных в стране, передает корреспондент «МИР 24» Кирилл Потемкин.
Жансултан Абенов трудится начальником отдела ремонтного подвижного состава. А начинал грузчиком, слесарем, был бригадиром ремонтно-заготовительного отделения. Практически прошел через все цеха.
«Наша работа заключается в ремонте пассажирских вагонов. На этой стороне цех деповского ремонта. Мы ремонтируем вагоны от разных производителей», – рассказал начальник отдела ремонтного подвижного состава Жансултан Абенов.
Жансултан Абенов – правнук основателя самой крупной династии железнодорожников Кенжешата Бурлинова, которая начала образовываться почти 100 лет назад. В 30-40 годах прошлого века в период индустриализации в Центральном Казахстане появляются крупные города – Караганда, Балхаш, Жезказган.
В эти годы на железную дорогу устраивается Кенжеш Бурлинов. Он отвечал за безопасность грузовых поездов. Двое сыновей Ермекпай и Балта в дальнейшем пошли по стопам отца.
«Старший Ермекпай был начальником станции «Киик». На ней находился известковый рудник. Трудовая деятельность моего дедушки Балты началась оттуда машинистом тепловоза», – отметил правнук Кенжеша Бурлинова, менеджер филиала национальной компании «Казахстан темир жолы» Жанбулат Бурлинов.
В этом депо Балта Бурлинов ремонтировал локомотивы. Позднее водил целые составы. С будущей супругой Балта Бурлинов тоже познакомился на железной дороге. Маскен работала приемосдатчиком на станции «Агадырь». Она принимала груз из багажных вагонов. Мужчин в послевоенные годы не хватало.
«Работа у нас тяжелая была. Но надо было работать, детей поднимать. 30 лет проработала на станции», – рассказала супруга Балты Бурлинова Маскен Бурлинова.
Балта и Маскен Бурлиновы прожили вместе почти полвека. У них 10 внуков и 9 правнуков. Почти все связаны с железной дорогой.
«Я помню с детства фразу бабушки о том, что железная дорога всегда была и будет, поэтому всегда будет работа, всегда будут востребованы специалисты», – поделился Жанбулат Бурлинов.
Старший внук основателя династии железнодорожников Толеген начал трудовой путь в Агадырском локомотиворемонтном депо. Сейчас Толеген Болтаевич на пенсии. В родном предприятии его помнят и уважают.
«У меня здесь отец работал слесарем-мотористом. В детстве прибегали к нему на рабочее место, смотрели, как он работает. Я пошел по стопам отца. Поступил сюда на работу в 18 лет учеником слесаря-дизелиста», – рассказал внук Кенжеша Бурлинова Толеген Бурлинов.
Казахстан сегодня мощный транзитный хаб между Азией и Европой. Почти половина грузов идет по железной дороге. Часть приходится именно на Агадырь. Это узловая станция первого класса, десятки грузовых и пассажирских поездов в сутки. За надежностью деталей электровозов до сих пор следит сестра Толегена Балтаевича Рымкеш.
«Мы должны проверять автосцепные устройства и все детали, которые снимаются с электровоза. Наша задача – выявить имеющиеся дефекты задолго до того, как они дадут о себе знать», – пояснила внучка Кенжеша Бурлинова, дефектоскопист Акмолинского локомотивного депо Рымкеш Абенова.
Из-за высокой безопасности железнодорожного транспорта казахстанцы все чаще пользуются его услугами. В прошлом году он перевез почти 13,5 миллионов пассажиров. Отрасль динамично развивается. У сотрудников появляются новые компетенции.
«Проводники у нас оказывают первую медицинскую помощь. Это роды, искусственное дыхание. Мы принимаем беременных, тяжелобольных, лиц с ограниченными возможностями», – сообщил пресс-секретарь акционерного общества «Пассажирские перевозки» Нариман Дюсекеев.
Казахстан строит большие планы по развитию транспортных перевозок. Железная дорога дает жизнь экономике и служит развитию регионов.