Сегодня из морского порта Петропавловск-Камчатский отправилась научно-образовательная экспедиция «Тихоокеанский плавучий университет». Рейс, организованный Институтом Мирового океана ДВФУ совместно с ДВНИГМИ при поддержке Минобрнауки России, Росгидромета и Координационного центра «Плавучий университет» на базе МФТИ, продлится со 2 августа по 6 сентября. Экспедиция входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий.
«Тихоокеанский плавучий университет» — уникальная научно-образовательная программа, которая в этом году объединила 40 ученых, аспирантов и студентов со всей России. В течение 36 дней на борту научно-исследовательского судна «Профессор Мультановский» (Росгидромет) научная команда будет изучать юго-восточное и западное побережья Камчатки, включая залив Шелихова. Задача ученых — с помощью различных методологических подходов проанализировать, как глобальное изменение климата и возрастающая антропогенная нагрузка влияют на состояние прибрежных морских экосистем Дальнего Востока.
Исследователи должны определить состав и структуру донных и планктонных организмов, собрать биологический материал для инвентаризации видового состава и генетического штрихкодирования, исследовать морских млекопитающих и птиц, а также выполнить ряд других задач. Участники экспедиции проведут комплексные исследования по определению гидрохимических параметров и гидрологической структуры вод, а также изучат свойства материалов и поведение робототехнических конструкций в глубоководных условиях.
«Система «Плавучего университета» позволяет собрать высококвалифицированный научный коллектив и мотивированных студентов со всей страны. Многоступенчатый отбор гарантирует, что в экспедицию попадут только самые заинтересованные и подготовленные ребята. Под руководством опытных научных руководителей, имеющих богатый опыт участия в морских экспедициях, студенты получат уникальную возможность приобрести ценные знания и навыки, необходимые для успешной карьеры в области морских наук», — отметила Олеся Рутенко — начальник экспедиции Тихоокеанского плавучего университета, к.б.н., доцент Кафедры биоразнообразия и морских биоресурсов ИМО ДВФУ.
Поскольку успех экспедиции во многом зависит от слаженности работы научного коллектива, перед отправлением все ее участники прошли трехдневный адаптационный интенсив на Камчатке. Студенты познакомились с организаторами и научными наставниками экспедиции и прошли обучение с приглашенными экспертами.
О том, как популяризировать науку и собственные исследования, ребятам рассказал известный российский научный журналист, спецпредставитель Десятилетия науки и технологий, а также научный редактор нашего портала Алексей Паевский. Ольга Ребковец — ректор Камчатского государственного университета им. Витуса Беринга — поделилась информацией о текущих проектах и возможностях, которые открываются перед молодыми учеными на Камчатке. Советник Губернатора Камчатского края по экологии и туризму Екатерина Емец вдохновила исследователей своими идеями и целями по благоустройству Камчатского края. Об этническом составе Камчатки, её культуре и языках местных народов рассказал Анатолий Сорокин — руководитель центра межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований КамГУ им. Витуса Беринга.
Напомним, Всероссийская научно-образовательная программа «Плавучий университет» проводится в рамках Десятилетия наук об океане ООН, входит в инициативу «Наука побеждать» Десятилетия науки и технологий РФ и Национального проекта «Наука и университеты», ежегодно объединяя студентов, аспирантов, ученых и работодателей. Инициатива создания Плавучих университетов зародилась в 1991 году на базе МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке Министерства природных ресурсов РФ и ЮНЕСКО. С тех пор Плавучие университеты появляются в том числе на площадках различных региональных научных и образовательных организаций — Тихоокеанский, Балтийский, Каспийский, Байкальский и Арктический плавучие университеты. Для объединения усилий всех команд в 2023 году на базе Московского физико-технического института был создан Координационный центр «Плавучий университет».