Войти в почту

В СПЧ не видят нарушения прав человека в деанонимизации каналов в мессенджерах

МОСКВА, 30 июля. /ТАСС/. Норма об обязанности владельцев каналов в мессенджерах, число подписчиков которых превышает 10 тыс., сообщать сведения о себе в Роскомнадзор не нарушает права человека. Такое мнение в беседе с корр. ТАСС выразил член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) Игорь Ашманов.

"Если ты внезапно стал СМИ, то есть вещаешь на много людей, то ты должен начать нести за это ответственность. В частности, деанонимизацию. Потому что, кроме всего, надо понимать, что мы воюющая страна. <...> Я здесь никаких нарушений прав не вижу", - сказал Ашманов, отвечая на соответствующий вопрос.

Он отметил, что существуют технические средства для того, чтобы заблокировать платформу, которая не исполняет законодательство. В качестве примера он привел Facebook и Instagram (запрещены в России, принадлежат корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), которые публиковали экстремистские призывы, отказываясь их убирать. "Это уже вопрос правоприменения, то есть закон требует от блогера зарегистрироваться. Если на платформе закон не исполняется, значит, плохая платформа", - добавил он.

Госдума ранее на пленарном заседании приняла сразу во втором и третьем чтениях законопроект, направленный в том числе на деанонимизацию пользователей соцсетей и владельцев каналов в мессенджерах. Соответствующие изменения содержатся в законе, направленном на защиту граждан РФ от преступлений с использованием мобильной связи и ужесточающем правила покупки сим-карт иностранцами.

Новыми нормами дополняется закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Документ устанавливает, что с 1 ноября 2024 года владельцы страниц в соцсетях, аудитория которых больше 10 тыс. пользователей, должны будут сообщать в Роскомнадзор (РКН) сведения о себе. Речь идет в том числе о владельцах публичных каналов в мессенджерах. Состав сведений и порядок их предоставления установит кабмин.

РКН будет вести перечень таких персональных страниц в соцсетях. Владельцы публичных каналов, сведения о которых не включены в перечень РКН, не смогут размещать на своих страницах предложения по их финансированию, а также рекламу. Соответствующие поправки также вносятся в закон "О рекламе". Кроме того, информацию из таких публичных каналов будет запрещено репостить.