Российский сегмент Instagram попрощается с рекламой
Авторы законопроекта о полном запрете рекламы на запрещенных ресурсах исходят из того, что, несмотря на блокировку самих платформ, аудитория в России у них осталась.
Один из авторов, депутат Госдумы Александр Хинштейн в своем телеграм-канале написал: «Эти платформы не должны получать прибыль на нашем рынке. А доходы значительные: только за пять месяцев 2024 года объем рекламных бюджетов в Instagram составил 2,2 млрд рублей». Откуда депутат взял эту цифру в сообщении, он не пояснил. Получить комментарий самого Александра Хинштейна Business FM не удалось.
Не смогли объяснить эти цифры и эксперты рекламного рынка. Вот что Business FM заявил партнер рекламного агентства Grape Владимир Гарев:
Владимир Гарев партнер рекламного агентства Grape «Этот рынок себя засамоцензурировал еще намного раньше этой инициативы, и крупные бренды избегают размещений на официально запрещенных площадках. Поэтому для каких-то больших игроков не размещаться — это норма, они не размещаются уже давно, потому что понимают, что существует риск получить неприятности».
Что касается интеграций у блогеров, особенно нативных, тут посчитать что-то вообще невозможно. Никто не знает, кто кому сколько платит, кроме тех, кто дает и берет эти деньги. А значит, и убрать такую рекламу полностью тоже вряд ли получится. Вопрос: захотят ли блогеры оставаться на заблокированных площадках со сжимающимися стенами ограничений или все-таки перейдут на открытые в России платформы? Деньги рекламодателей перейдут точно, отмечает директор РАЭК Сергей Гребенников:
Сергей Гребенников директор РАЭК «Сейчас очень активно развивается Telegram. Плюс в Telegram появляются новые инструменты для рекламы. Поэтому из Instagram рекламодатели в первую очередь перетекут в Telegram и, конечно, VK. Мне кажется, что добавится реклама о СМИ, которые по сей день страдают от отсутствия большого количества рекламы, так нужной и необходимой для создания нового контента».
Блогеры, очевидно, будут двигаться за аудиторией. И для аудитории, в частности, YouTube есть плохие новости. Тот же депутат Хинштейн заявил, что до конца недели скорость загрузки YouTube на компьютерах может снизиться до 40%, а к концу следующей недели — до 70%. По словам депутата, снижение скорости коснется только десктопных версий, а мобильную связь не затронет. Интересно то, что не так давно депутаты (в том числе Александр Хинштейн) в замедлении YouTube обвиняли саму компанию Google, которая просто перестала обновлять «железо», отвечающее за работу сервиса в России. А теперь говорят: мы один YouTube замедляем, а другой — пока нет.
Вопрос, как себя при этом будет чувствовать третий — тот, что на Smart TV, — Business FM адресовала председателю совета Фонда развития цифровой экономики Герману Клименко:
— Мы в большинстве случаев понимаем, кто забирает трафик: мобильное устройство, десктоп. Либо идет куда-то еще. То есть существуют маркировки, по которым можно определить способ получения трафика.
— И это при том, что все с одного роутера раздается?
— Да.
— То есть это не преграда. Что будет со Smart TV?
— Мне кажется, что в истории с замедлением это тоже ответы на вопросы, которые получит Роскомнадзор. Я бы предположил, что можно заморочиться таким образом, чтобы только на десктопах шло замедление.
То есть если в квартире в разных комнатах один человек смотрит YouTube с телефона, второй на Smart TV, а третий с ноутбука, притом что все они подключены к одному Wi-Fi, по словам Германа Клименко, отдельно на ноутбуке YouTube усилиями российского регулятора может тормозить.
Интересная в этом ключе статистика. По данным (ресурс ограничил доступ пользователям из РФ) сервиса Backlinko, с десктоп-устройств YouTube сегодня смотрят всего 12% пользователей сервиса во всем мире. На втором месте телевизоры — 14%, а 63% просмотров видео на YouTube приходится на мобильные устройства. Другими словами, российские власти в отношении этой платформы сейчас делают предупредительный выстрел в воздух. Instagram и Facebook принадлежат корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской