Ректор МАИ рассказал о подготовке суперинженеров, аэротакси и беспилотниках
Как готовят суперинженеров для авиастроения? Когда над городами полетят беспилотные такси? Как прошел первый год пилотного проекта по переходу на новые уровни высшего образования? На вопросы "РГ" отвечает ректор Московского авиационного института Михаил Погосян.
Михаил Асланович, МАИ - участник "пилота" по переходу на новую систему высшего образования. Как вуз прожил этот год? Чему научились?
Михаил Погосян: Считаю, что все вузы пилотного проекта проделали за этот год большую работу. Прошлым летом МАИ перевел на базовое высшее образование профильные направления подготовки, такие как авиастроение, ракетно-космическая техника, двигатели летательных аппаратов, системы управления. Мы увеличили объем практической составляющей в программах подготовки, ввели модульную структуру. Анализ приема прошлого года показал, что абитуриенты высоко оценили новые подходы МАИ к формированию образовательных программ.
Сейчас формируется "ядро" программ высшего образования. Что это такое?
Михаил Погосян: Это базовые компетенции, которые нужны, чтобы студенты могли в дальнейшем успешно учиться по конкретным специализациям. "Ядро" должно быть единым, причем не только для одного университета, а для всех участников пилотного проекта и в конечном итоге - для всех вузов. Студенты на первом-втором курсах изучают базовые дисциплины, а начиная с третьего курса выбрают профиль. Цель в том, чтобы выпускники вузов могли сразу влиться в ряды разработчиков, производителей сложных образцов техники без адаптации. А значит, главная задача вузов - дать им практические навыки, а не только базовые теоретические знания.
В этом году МАИ уже полностью переходит на новую систему?
Михаил Погосян: Да, на втором этапе реализации пилотного проекта переводим на новые уровни базового и специализированного высшего образования IT, общеинженерные и экономические направления подготовки. И надо сказать, что для большинства наших заказчиков - а по данным направлениям это крупнейшие предприятия в сфере высоких и информационных технологий - это большой плюс и соответствует их ожиданиям. Они сами активно участвуют в разработке программ, делают с нами прогноз потребностей в кадрах. Думаю, мы таким образом избавились от дискуссии "вы не сформулировали требования - а вы не тех специалистов готовите". Сейчас мы работаем в единой связке.
Приступать к работе над дипломом будущему инженеру надо за полтора года, а не за шесть месяцев, как сейчас. Этого мало, чтобы сделать хороший проект
Что изменилось для абитуриентов?
Михаил Погосян: Мне кажется, каких-то глобальных изменений не произошло. Большой плюс для ребят в том, что в образование активно вовлечены наши индустриальные партнеры, и это точно повысит уровень подготовки. Сегодня появляются новые возможности по заключению целевых договоров - можно подумать и в этом направлении. МАИ - один из крупнейших вузов по объему подготовки целевиков. Хотелось бы отметить еще одну из наших идей в рамках трансформации системы подготовки кадров - выделение модуля перспективных технологий. Потому что специализация в области проектирования композитных конструкций, в области математического моделирования, в области искусственного интеллекта требует дополнительных знаний и более глубокого погружения в эту конкретную область. Кроме этого, выделили модуль специализации, для подготовки конструкторов для разных ролей - по общему проектированию, по проектированию отдельных агрегатов, по проектированию систем. Здесь студенты получают, например, навыки владения современными расчетными методами. Математическое моделирование сегодня - одно из ключевых направлений развития высокотехнологичных отраслей индустрии. По нашим оценкам, оно позволяет более чем на треть сократить объемы физических испытаний, которые проводят сегодня для сертификации сложных образцов техники. И это большой экономический эффект.
Много новых вводных внутри программ, может тогда и сроки подготовки дипломной работы изменить?
Михаил Погосян: Именно так. Мы увеличили объем работы над дипломными проектами. В старой системе на это выделялось всего полгода. Сегодня, учитывая то, что срок обучения на многих наших направлениях - 5,5 лет, надо приступать к работе над дипломом уже с начала пятого курса. За полтора года можно сделать достаточно серьезный инженерный проект по одной из реальных задач, которые сегодня решает индустрия. При этом сам проект комплексный и включает в себя наработки проектной деятельности за все время обучения студента.
С 1 января заработал новый нацпроект "Беспилотные авиационные системы". Беспилотники - одно из основных направлений в МАИ. Какие шаги будут здесь?
Михаил Погосян: Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием беспилотников - один из мировых трендов. За ближайшие 10 лет объем услуг с использованием таких летательных аппаратов и объем их производства должны вырасти на порядок. Это невозможно без специалистов, которые будут заниматься не только разработкой летательных аппаратов, но и проектированием услуг. Наша задача - подготовка комплексных инженеров: людей, которые не просто проектируют какой-то отдельный летательный аппарат или производственную линию по его изготовлению, а тех, кто может проектировать жизненный цикл продукта. Так что есть большая потребность в тех, кто будет заниматься продвижением таких продуктов на рынок, в операторах, которые могут управлять беспилотниками, и в тех, кто будет их сертифицировать. Ведь сегодня многие образцы беспилотной техники эксплуатируются в экспериментальном режиме. Если мы говорим о массовом внедрении, то должны прежде всего думать о безопасности.
Что, по вашему мнению, требуется для развития рынка беспилотников?
Михаил Погосян: Необходимо нормативное регулирование и сертификация. Мы проводим испытания беспилотников и участвуем в формировании нормативных требований к сертификации различного рода аппаратов. А их очень много, и требования к каждой группе разные. Есть БЛА разной взлетной массы: от нескольких килограммов до нескольких тонн. Есть беспилотники, которые используются для мониторинга больших территорий - лесных массивов, сельхозугодий. А есть те, что предназначены для доставки небольших грузов по городу. Требования к безопасности у них будут существенно отличаться.
В МАИ действует Передовая инженерная школа. Говорят, что в таких школах "куется" элита инженерных кадров. Кого готовят у вас?
Михаил Погосян: Я уже говорил, что миссия университета - готовить не только специалистов для текущих потребностей индустрии, но и тех, кто способен создать научно-технический задел для ее роста. А задача Передовой инженерной школы - формировать новые подходы к разработке композитных конструкций, к созданию отечественных компонентов для БЛА, к цифровому сельскому хозяйству. Это те направления, которые мы выделили для себя как перспективные. В нашей ПИШ объединяем "задельные" и прикладные исследования с реальными задачами индустрии.
В советские годы очень популярным было увлечение авиамоделированием, мальчишки стремились в небо. А сейчас?
Михаил Погосян: Авиационно-космическая отрасль была и остается локомотивом научно-технического прогресса, определяет развитие других отраслей. Но сегодня появилось множество других возможностей для молодежи: IT, беспилотники, малые космические аппараты.
Выпускник не станет абитуриентом МАИ, если заранее не познакомится с вузом. Расскажите, как вы работаете со школьниками?
Михаил Погосян: МАИ участвует в программе инженерных классов авиастроительного профиля. Совместно с департаментом образования и науки города Москвы мы реализуем этот проект на базе 9 школ столицы. Нам очень важно, чтобы в инженерные направления шли люди, которые имеют хорошие базовые знания и навыки. Также в структуре МАИ есть крайне востребованный детский технопарк "Траектория взлета", где школьники знакомятся с технологиями и могут попробовать себя в разных областях, среди которых беспилотные авиационные системы, IT, 3D и многие другие. Важно, чтобы у детей появилось понимание будущих возможностей.
В детском технопарке МАИ "Траектория взлета" школьники могут познакомиться с беспилотными авиационными системами. Фото: Сергей Михеев
МАИ - альма-матер великих авиаконструкторов и летчиков-космонавтов. Что нужно абитуриенту, чтобы в будущем достичь таких же высот?
Михаил Погосян: Важны хорошая базовая подготовка, практический опыт, настойчивость, целеустремленность. Я не знаю великих руководителей и конструкторов, которые бы в 6 часов вечера уходили домой. Это большая интересная работа, но она требует самоотдачи. Важный фактор карьерного роста в авиационной отрасли - погружение в то, чем ты занимаешься. В любой области добиваются успеха только те люди, которые увлечены тем, чем они занимаются. Конечно, не обойтись без организаторских и управленческих навыков, без владения информационными технологиями.
Ключевой вопрос
Что нас ждет в будущем? Аэротакси? Сверхзвуковые самолеты? Дайте ваш прогноз.
Михаил Погосян: Рынок гражданской авиационной техники будет устойчиво развиваться. Рынок военной авиационной техники тоже будет конкурентным, у нас там достаточно сильные позиции. Активно развивается рынок космических услуг с использованием малых космических аппаратов. Принято решение о запуске проекта Российской орбитальной станции.
Конечно, будет сохраняться вектор на беспилотный транспорт. Новые материалы, композиты, аддитивные технологии, интеллектуальные бортовые системы будут определять технологический уровень авиационно-космической отрасли. Сейчас любой летательный аппарат - это летающий компьютер. И объем задач, которые решаются методами моделирования и с применением искусственного интеллекта, постоянно растет. Мы стараемся максимально повысить уровень безопасности полетов и разгрузить летчика от второстепенных задач. Также в скором времени появится сверхзвуковой пассажирский авиатранспорт.
Но как бы мы сегодня не определили направления развития, завтра они будут другими. Впереди новые технологии, новые подходы и новая жизнь!