«Еще полетайте!» Застрявшие на орбите астронавты стали заложниками Boeing Starliner
Два астронавта NASA – Суни Уильямс и Бутч Уилмор – застряли на Международной космической станции. Они должны были покинуть ее еще месяц назад,14 июня. Старт корабля Boeing CST-100 Starliner, напомним, состоялся 5 июня. Однако, в NASA уверяют: транспортник, застрявший на МКС из-за технических неполадок, вернут на Землю до середины августа.
Неудачи преследовали Boeing Starliner с самого начала. Его запуск дважды откладывали из-за технических неполадок.
Вообще Boeing CST-100 Starliner еще, строго говоря, находится в стадии испытаний. Компания «Боинг» начала разрабатывать этот транспортный космический корабль в 2014 году. Первый запуск состоялся 20 декабря 2019-го и стал успешным лишь частично. Это был тестовый полет, без экипажа. Второй, такой же полет, проведенный 19 мая 2022-го, признали успешным. И 5 июня 2024-го состоялся первый пилотируемый запуск Starliner.
Что же произошло на борту? В двигательной установке корабля обнаружили пять утечек гелия, из-за чего он не мог отстыковаться от станции.
Вообще, утечки гелия и отказы двигателей всегда вызывают серьезную озабоченность специалистов. Хотя представители НАСА успокаивают: никакой опасности для астронавтов во всем этом нет. В агентстве также заявили, что отказы двигателей были похожи на те, которые обнаружили при испытании Starliner без экипажа в 2022 году.
"Мы не совсем понимаем, почему все это происходит", – признался руководитель коммерческого экипажа НАСА Стив Стич.
С чем связана задержка пребывания астронавтов на МКС и насколько это угрожает их жизни? С таким вопросом «СП» обратилась к российскому летчику-космонавту Павлу Виноградову, который совершил 7 выходов в открытый космос и в общей сложности провел на орбите более 546 суток.
– Вообще, этот космический корабль может летать до восьми месяцев. Почему сейчас произошла задержка в космосе? В том отсеке, где произошла утечка гелия, есть подозрения на неполадки. Но этот отсек невозможно будет вернуть на землю, он сгорит в атмосфере. Чтобы разобраться в неполадках, корабль остается на орбите, проводятся тесты. И НАСА, и ЦУП по 6-8 часов на связи с астронавтами.
«СП»: Несмотря на разногласия в политике, сотрудничество в космосе продолжается? Разве такое возможно?
– Есть договоренность, что в случае проблем американских астронавтов можно будет спустить на Землю на наших «Союзах». Роскосмос и НАСА в постоянном контакте, сотрудничество не прерывалось. Более того, нынешних астронавтов – Суни Уильямс и Бутч Уилмор – я знаю лично, это очень опытные специалисты, блестящие испытатели.
«СП»: Есть ли шанс, что неполадки будут устранены и полет завершится успешно?
– Все закончится нормально в любом случае. Просто это хорошая длинная космическая командировка. В данный момент астронавты выясняют, действительно ли течет гелий, или просто датчики выдают неверные сведения. Вообще, Boeing CST-100 Starliner – сложный корабль, его первый полет был не совсем удачным, сейчас его надо просто довести до ума. Инженерам уже многое понятно, но ищут другие варианты, которые могли привести к дефектам функционирования. Лучше провести исследования на работающем корабле.
«СП»: Вы так спокойно относитесь к нештатной ситуации. Видимо, бывало и хуже?
– Бывало. 15 декабря 2022 года стало известно, что очень мелкий предмет пробил обшивку пристыкованного к МКС российского корабля "Союз МС-22" и попал в радиатор системы терморегулирования. В результате в открытый космос начала выходить охлаждающая жидкость. Но экипаж вернулся на землю живым. Просто за ним прислали новый корабль и спустили на землю.
Задержка в космосе на пару месяцев – не такая уж редкость. Достаточно вспомнить незапланированно растянувшийся на 311 дней космический полет Сергея Крикалёва. Отправляясь в космос 18 мая 1991 года, он не ожидал, что вернется в совершенно другую страну. Космодром «Байконур» тогда eщё находился на территории СССР. С него и cтapтoвaли нa тpaнcпopтнoм кopaблe «Coюз TM-12» бpитaнкa Xeлeн Шapман и наши Aнaтoлий Apцeбapcкий и Cepгeй Крикалёв.
Развал Советского Союза сильно ударил по финансированию космической отрасли. Поэтому нa Зeмлю 10 oктябpя 1991 гoдa вepнyлcя только Арцебарский. А Крикалёва кaк eдинcтвeннoгo нa тoт мoмeнт бортинженера попросили задержаться на неопределённый срок нa cтaнции «Mиp». И он остался, хотя и понимал: длительное пребывание в кocмoce нe прибавляет здоровья.
26 дeкaбpя 1991 гoдa CCCP oфициaльнo пepecтaл cyщecтвoвaть. Заменить Сергея нa стaнции «Mиp» смогли только тогда, когда его место выкупила Германия для своего бортинженера. Россия получила за это 24 миллиона долларов.
Крикалев спустился на землю только 25 мapта 1992-гo. Вместо 5 месяцев он пробыл в кocмoce вдвое дольше. Пpoдoлжитeльнocть его полёта cocтaвилa 311 днeй.
Всего Сергей Крикалёв совершил 6 кocмичecкиx полётов, oбщaя пpoдoлжитeльнocть которых составила 803 дня. Так что на задержку американских астронавтов в космосе он смотрит, как на штатную ситуацию.
Сегодня он, будучи исполнительным директором по пилотируемым программам «Роскосмоса», наблюдает за тем, что происходит на орбите с его американскими коллегами.
Кстати, наш Сергей Крикалев – не абсолютный чемпион по непрерывному пребыванию в космосе. В прошлом году американец Фрэнк Рубио из НАСА вернулся на Землю, проведя на орбите колоссальный 371 день.
Но и американец – не первый космический рекордсмен. В 1994-1995-м Валерий Поляков провел рекордные 437 дней на российской космической станции "Мир". Хотя потом признавался, что хотел бы пробыть там подольше...