Чем выгодно сотрудничество России и Индии в сфере медицины и здравоохранения?
По итогам прошлого года Индия стала крупнейшим зарубежным поставщиком лекарств в Россию, а среди крупных совместных проектов, о которых страны уже договорились, это строительство в РФ фармацевтического инновационного комплекса и завода инъекционных препаратов. О выгоде российско-индийского сотрудничества в сфере медицины и здравоохранения и его перспективы, телеканалу «МИР 24» рассказал эксперт фармацевтического рынка Николай Беспалов.
Давайте начнем с лекарств и медицинского оборудования. Что именно Индия поставляет в Россию? Насколько это важная часть торгово-экономического сотрудничества двух стран?
Индия исторически один из ключевых торгово-экономических партнеров в отношении фармацевтической продукции. Это сотрудничество начиналось еще в советские времена, и сейчас оно плодотворно развивается. По итогам первых пяти месяцев текущего года суммарно Индия находится на восьмой строчке с точки зрения денежного объема продаж на внутреннем рынке. И если рассматривать натуральный объем, Индия входит в стройку игроков, занимает третье место, уступая только российским и немецким фармкомпаниям.
Насколько я понимаю, новые совместные предприятия, о строительстве которых Россия и Индия договорились на Петербургском экономическом форуме, открывают дополнительные возможности для индийских препаратов на российском рынке.
Да, когда этот проект будет реализован, когда он будет запущен. Пока у нас, к сожалению, очень мало информации о том, чем именно он будет заниматься, но перспективы здесь действительно существуют.
Уже известно, что общий объем инвестиций в создание фармацевтического комплекса и завода инъекционных препаратов только на первом этапе оценивается в 10 миллиардов рублей. По мнению экспертов из самой Индии, в будущем российский рынок индийских медицинских товаров мог бы стать для их страны более значимым, чем европейский. Что для этого необходимо, как считаете?
Сумма действительно значительная. За счет подобных инвестиций можно построить современное производство, современное фармпредприятие, которое будет ориентировано на достаточно большую номенклатуру выпускаемой продукции. И в том числе этот проект может достаточно серьезно улучшить позиции индийских фармкомпаний на рынке. Я не знаю, насколько возможно, что российский рынок в перспективе нескольких лет станет более значимым, чем Европа. В принципе, это не представляется каким-то фантастическим сценарием. У нас есть точки взаимных интересов, и возможность роста здесь присутствует. Понятно, что одним инвестиционным проектом вряд ли дело обойдется. Но если бы было 10 проектов, наверное, об этом можно было бы говорить. Но давайте рассматривать это как первый шаг в сторону расширения этого сотрудничества. Тем более, что он первый, но до него были и другие, проекты, связанные и с приобретением индийскими компаниями в России собственных мощностей, и связанные с локализацией производства в России отдельных индийских препаратов. Опять же этот опыт нужно развивать и развивать. И здесь, вполне возможно, мы станем для Индии очень крупным, очень интересным торгово-экономическим партнером, чем это есть сейчас.
А как вы оцениваете возможности совместных научных исследований в области медицины?
Такие возможности действительно есть. У Индии накоплен очень большой опыт по отдельным нозологиям, в частности, в сфере вакцинорофилактики Индия обладает уникальными компетенциями. В том числе они умеют делать некоторые вещи, которые мы до сих пор не научились делать. Здесь, безусловно, есть пространство для реализации каких-то совместных бизнес-проектов и для научного развития.
По данным экспертов, сегодня в российских медицинских вузах обучаются почти 10 тысяч индийских студентов. Как думаете, почему индийцы выбирают именно обучение на медицинских направлениях в России?
Это, во-первых, исторически обусловленный факт. Как я уже сказал, Индия – один из ключевых наших партнеров с точки зрения медицины. С одной стороны, это такая память поколений. С другой стороны, у нас до сих пор очень высокое качество образования, в том числе в медицинской сфере. При этом стоимость этого образования очень конкурентоспособная. Я думаю, что за счет сочетания всех этих факторов и наблюдается достаточно высокий спрос приезда в нашу страну индийских специалистов.
Еще одна интересная сфера – это медицинский туризм, по мнению экспертов. Насколько перспективные направления?
Если рассматривать медицинский туризм из Индии в нашу страну, нам действительно есть что предложить. В том числе у нас есть уникальные компетенции в сфере радиомедицины. Этот опыт нужно и можно развивать. Тем более, что локализовать это, то есть перенести что-то на территорию Индии не так просто. Потому что речь идет о капитальных сооружениях, об очень значительных инвестициях, и здесь гораздо проще привезти человека сюда, нежели тащить все эти комплексы в какую-то соседнюю страну.
Тем не менее какой может быть интерес, например, направлять из России в Индию по таким направлениям, как Аюрведа, традиционная медицина?
Это можно рассматривать скорее с точки зрения какой-то рекреационной активности, а не с точки зрения серьезного направления системы здравоохранения. У системы здравоохранения сейчас есть гораздо более насущные проблемы и гораздо более сложные приоритеты, нежели возможность использовать аюрведические какие-то подходы. Но как элемент рекреации вполне возможно, и опять же, это направление можно и нужно развивать.
Как думаете, что мешает более активному сотрудничеству России и Индии в сфере медицины и здравоохранения и как эту проблему можно решить?
У нас очень серьезный опыт и накопленное взаимодействие. Другое дело, что последние лет 20 у нас основной ориентир с точки зрения развития медицины и фармацевтики был направлен в сторону западных партнеров. Начиная с 2022 года приоритеты начали меняться, несмотря на то, что медицина и фармацевтика находятся в несанкционных ограничениях. Тем не менее определенных потерь нам здесь избежать не удалось.
И, безусловно, нам нужно диверсифицировать спектр наших партнеров, в том числе на Азиатско-Тихоокеанский регион. Индия здесь представляется одним из наиболее перспективных партнеров, потому что у этой страны колоссальные компетенции в отдельных направлениях, колоссальный потенциал с точки зрения человеческого ресурса и достаточно серьезные возможности в сфере образования. И это нужно реализовывать. К сожалению, немножко это все стояло на паузе, были другие приоритеты. Сейчас время пришло эти приоритеты, как я сказал, диверсифицировать и обратить внимание на нашего такого стратегического партнера, как Индия.