Полмиллиона лишних руководителей: Минтруд оценил, как изменится структура занятых на российском рынке труда к 2029 году

Обновлено в 23:53

Полмиллиона лишних руководителей: Минтруд оценил, как изменится структура занятых на российском рынке труда к 2029 году
© BFM.RU

Минтруд опубликовал оценку изменения профессионально-квалификационной структуры занятых на российском рынке труда к 2029 году. Об этом пишет РБК со ссылкой на новое исследование ведомства, которое ляжет в основу нацпроекта «Кадры».

По прогнозу министерства, в ближайшие годы сильнее всего уменьшится потребность в сотрудниках категории «руководители»: их станет меньше на 533 тысячи человек. В то же время необходимость в специалистах высшей квалификации, напротив, возрастет — почти на 1,5 млн человек.

Business FM спросила представителей бизнеса, что они думают об этом:

Гендиректор ГК «Гвоздемет» Владимир Потехин:

— Посмотрите, 530 тысяч руководителей на 75 млн трудоспособного населения. Один руководитель руководит десятью людьми. А кто работать будет, кто будет на станках стоять? Естественно, идет острая нехватка, и не только у меня, но и у коллег, с которыми я общаюсь. Мы замечаем, что нет людей, которые именно работают на стройках, на производствах. Большинство молодежи, люди среднего возраста идут продавать. А что вы будете продавать, когда нечего будет продавать? И тут даже дело не в зарплатах, зарплаты предлагаются разные: 50 тысяч, 60 тысяч и 100 тысяч, даже выше, но какой-то менталитет у людей, мол, это непочетно. Нужно менять менталитет.

— Если мы говорим про ваши организации, есть нехватка конкретного персонала?

— В основном это операторы станков, сварщики, слесари — грамотные, толковые. Если мы берем восьмичасовой рабочий день, в среднем зарплата на таких позициях от 60 тысяч до 100 тысяч рублей.

***

Основатель, гендиректор «Мануфактуры Малюгина» Александр Малюгин:

«Тема кадров сейчас самая острая в стране. Сомнительные, честно говоря, цифры. Что верно, пожалуй, подмечено — это то, что меняется экономическая среда, и она все более подвижная, все более неопределенная, где уже не работают иерархические структуры. Например, нам у себя приходится в производстве применять методологии гибкого управления, когда нет выраженного руководителя. В то же время квалифицированные умные люди нужны всегда, рабочих не хватает катастрофически. Я только могу пожелать Минтруду учесть нашу острую нехватку в швее. Швея — это квалифицированный рабочий, причем высокой квалификации рабочий. У нас работают довольно значимое количество приезжих. Что делать дальше? Вам никто не скажет, и я не знаю, что делать дальше. Наращивать, учить, причем во всех отраслях. Те, кому нужны квалифицированные рабочие, кому нужны токари, каменщики, электрики, скажут, что это дефицитнейшие специальности».

***

Директор парка развлечений «Чайлэнд» Виталий Арутюнян:

«Возможно сокращение полмиллиона руководителей, если ликвидировать около полумиллиона предприятий или довести их до банкротства. Но я надеюсь, ни у кого в планах такого нет. На самом деле востребованность не только в руководителях. На сегодняшний день любой сотрудник востребован. Мы занимаемся реальными делами, реальной работой. И у нас есть просто огромное желание иметь любого руководителя любого ранга. И, думаю, мы с удовольствием примем этих сокращенных сотрудников, с помощью таких сокращенных работников организуем бизнес, если такое произойдет. Но, думаю, это в ближайшее время не светит».

***

Управляющий партнер компании по подбору руководителей высшего звена Ward Howell Георгий Абдушелишвили:

«Наверное, статистически руководителей всех видов и мастей в России больше, чем специалистов и рабочих. Но этот тезис неверен, потому что все страдают от отсутствия молодых, современных, эффективных руководителей. Мой вывод такой: наверное, в госсекторе, который стал большим, это и компании, которые принадлежат государству, и, собственно, сам государственный сектор в виде Центрального банка, Росимущества, таможни и всех остальных представителей государства, там количество номенклатурных должностей излишне большое. Дальше идут менеджеры среднего звена — уровня начальников отделов небольших департаментов. Ну и, собственно, специалисты, и здесь, конечно, у нас большой дефицит, потому что экономика все равно развивается, она строит новые предприятия, и везде есть нехватка людей. Если обобщить, наверное, не хватает людей, которые владеют алгоритмами. Сегодня все становится цифровым, и не важно, добываешь ли ты руду или создаешь летательные аппараты, — везде нужны люди, которые умеют владеть алгоритмами. Не хватает также профессиональных строителей, потому что часть из них уехали. Дальше не хватает конкретных специалистов в разных индустриях. Этот дефицит нам нужно заполнять с помощью нашего содружества под названием БРИКС. Это Бразилия, Китай, Индия и ЮАР, и оттуда можно черпать этих специалистов. Например, в Китае — строительство, в Индии — финтех, IT, в Бразилии — лесопромышленный комплекс, в ЮАР — добывающая промышленность. Оттуда можно этих людей брать, то есть не только обращая взор на Кыргызстан и Таджикистан, как мы традиционно это делаем».

***

Профессиональный строитель, технический заказчик и генподрядчик Алексей Самсонов:

«В малом и в среднем бизнесе, по крайней мере в той строительной сфере, к которой я отношусь, действительно есть определенный кадровый голод. В российской стройке это прежде всего высококвалифицированные рабочие и высококвалифицированные инженеры. Вот кадрового голода на начальников, если честно, не чувствую. Если с рабочей силой так или иначе мы вопрос решаем с помощью мигрантов, приезжих из регионов, то кадровый голод именно инженерного состава закрыть гораздо тяжелее. Просто требуется больше времени, чтобы человек смог овладеть специальностью, наработать опыт, некие инжиниринговые навыки. Тут важно еще понимать, что именно инженеры дают основную прибыль любой компании, только за счет инженерного подхода и инжиниринговых «мозгов» строители друг от друга и отличаются, тот или иной бизнес. Что касается модели управления, то, разумеется, есть как вертикальная модель управления, так и горизонтальная. И сейчас все больше набирают популярность именно горизонтальные связи, когда профессионалам своего дела, высокооплачиваемым инженерам дается максимум полномочий. При этом обязательно должна быть ответственность за результат. И в рамках этой делегированной свободы, свободы творчества, прежде всего выбора решения, зачастую и добывается конкурентное преимущество. Вероятно, в крупном корпоративном бизнесе, где мы говорим с вами уже о каких-то многомиллиардных проектах, там немножечко будут другие условия, и тяжелее будет отказаться от вертикали, вертикали управления, там начальники будут требоваться еще очень-очень долго».

***

Коммерческий директор АТОЛ (один из крупнейших разработчиков технологий для обмена товарами и услугами в России) Олег Лиманский:

«На мой взгляд, динамики по снижению количества руководящих позиций и в принципе начальников к 2029 году в России не будет, потому что необходимо делать огромный объем работы под требования государства в долгосрочной стратегии, которая есть у нашей страны. А вот с точки зрения специалистов, которые не уникальны, я считаю, что их очень быстро и активно будет заменять внедрение искусственного интеллекта. Мы это видим уже на примере огромного количества дизайнеров, огромного количества маркетологов, мы видим это в тех местах, где вместо кол-центра либо оператора можно использовать искусственный интеллект. Вот его внедрение будет достаточно сильным. Также оно коснется и управления станковых машин, различной техники. Сейчас уже активно внедряется искусственный интеллект в сельскохозяйственной отрасли и так далее. Но глобальной динамики там по снижению количества людей я не вижу. Например, на сегодняшний день в IT дикий дефицит специалистов, разработчиков. Огромное количество аутсорса, ребят, которые уехали и продолжают работу из-за рубежа. Аналогичная ситуация в ретейле, где дефицит по сотрудникам достигает местами 40%. И это плохо, то есть это мешает большим сетям развиваться, делать дальнейшую экспансию, и начинается уже битва за сотрудников. Также это касается и доставщиков, и логистики, и многих других отраслей».

***

Владелец агентства Laplas AI по автоматизации бизнеса с помощью искусственного интеллекта Никита Бурков:

«В моем понимании одним из ключевых важнейших драйверов роста экономики является увеличение количества бизнесов, увеличение, как следствие, рабочих мест. А без руководящих должностей я слабо себе представляю, как может вырасти количество бизнесов в России. Кроме того, если говорить про нашу индустрию, искусственный интеллект, то в нашей индустрии есть такая фраза: искусственный интеллект не заменит людей, искусственный интеллект заменит тех, кто не научится использовать искусственный интеллект».

Общая потребность в кадрах к 2030 году возрастет на 2,5 млн человек и превысит 73,5 млн, следует из предварительной оценки Минтруда.

Для восполнения потребностей рынка труда нацпроект предполагает в том числе развитие целевого набора мигрантов, повышение занятости инвалидов и ветеранов боевых действий, развитие системы стажировок и практик.