В учебных заведениях продолжается трансформация классических образовательных моделей в цифровые платформы - экосистемы взаимодействия обучающихся, преподавателей и управленческой группы.
EdTech движется по примеру финансового сектора, когда крупные банки превратились в ИT-компании или ушли с рынка. Ведущие вузы проводят эту трансформацию, остальные стараются следовать лидерам.
Однако тренд на виртуализацию образовательного пространства постепенно сбавляет бурный рост. "Например, произошло смещение спроса от удаленного формата к гибридному или увеличился спрос на короткие проектные программы. И образовательные учреждения должны быстро отреагировать и удовлетворить появившийся спрос", - отмечает Сергей Гатауллин, научный сотрудник Лаборатории социального моделирования Центрального экономико-математического института РАН.
Речь не только об онлайн- и офлайн-занятиях. Ранее много говорилось о том, что не стоит включать в образовательные программы пласты информации и технологии, которые может освоить и обработать искусственный интеллект. Но сейчас эксперты выступают за сохранение консервативных подходов.
"Я более 10 лет преподаю ИТ и маркетинг студентам ЧелГУ, РАНХиГС. И могу сказать со всей ответственностью, что и сегодня, во времена тренда на цифровые навыки, фундаментальная база необходима. Кто-то считает этот подход устаревшим и урезает теоретические дисциплины в погоне за новыми технологиями. Но по моему опыту, именно фундаментальная база качественно развивает определенные навыки, востребованные на рынке труда сегодня и в ближайшем будущем. Например, быстрый поиск и анализ информации, работа с большим объемом данных, многозадачность и прочее. Без этого сложнее работать с новыми технологиями образования", - отмечает преподаватель Сергей Полторак.
Важны и практические занятия, причем как для рядовых специалистов, так и для будущих управленцев. Практические занятия уже во время обучения дают возможность погрузиться в инструменты, которые затем применимы в работе. Это и кейсовые задачи реального бизнеса, и ролевые модели работы с проектами и коммуникациями. "Только при совмещении мощного базиса знаний и практических навыков будет сформирован наиболее ценный для рынка труда специалист, его понимание и восприятие будущих проектов, задач", - отмечает Сергей Полторак.
Очевидно, что сфера образования сейчас вынуждена реагировать на рост конкуренции как на уровне стратегических коммуникаций, общественных связей, так и в части осовременивания форм обучения. "Это связано с появлением новых вузов, школ и агрегаторов дополнительного образования. Как следствие, учебные заведения динамично реагируют на тенденции общества: предлагают новые полностью онлайн или гибридные формы обучения и контроля освоения дисциплин, выходят в metaverse, используют искусственный интеллект для решения рутинных задач", - отмечает Елена Бунь, директор Центра развития цифровых образовательных технологий НИУ ВШЭ. Однако нужен баланс подходов.
Что касается искусственного интеллекта, то он может помочь в создании персонализированных образовательных программ и адаптивных систем обучения. "С помощью алгоритмов машинного обучения можно анализировать данные обучающихся и предлагать им материалы и задания, отвечающие их потребностям, интересам и уровню. Виртуальная и дополненная реальность могут создать уникальные образовательные среды и возможности для визуализации сложных понятий", - отмечает Александр Киселев, основатель онлайн-школы ИT-профессий для детей и подростков Rebotica. Кроме того, онлайн-платформы и курсы предлагают широкий выбор образовательных материалов и возможность обучаться в любое время и в любом месте. Онлайн-образование также позволяет сотрудничать с учителями и студентами со всего мира, расширяя границы образования и создавая международные образовательные сообщества.
Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Алена Узбекова