Войти в почту

Перед инженерными школами поставлены амбициозные задачи

В "Передовых инженерных школах" уже учатся около 2,4 тысячи человек. Первые специалисты заканчивают обучение и получат дипломы в этом году. Они будут решать нестандартные задачи в области биотехнологий, машиностроении, авиации, космоса, медицине. Но, как уточнили в минобрнауки, проект не сводится только к подготовке инженеров. В вузах открываются и еще будут открыты новые программы по различным направлениям, программы подготовки научных кадров, а также повышения квалификации.

Перед инженерными школами поставлены амбициозные задачи
© Российская Газета

О том, как будет развиваться проект, "РГ" рассказал профессор Андрей Келлер, руководитель "Социоцентра" - организации, которая является оператором программы "Передовые инженерные школы".

- У этих школ совершенно разные задачи, но общая цель: формирование новой модели инженерного образования, которую в будущем можно тиражировать на все вузы России для того, чтобы обеспечить потребность нашей экономики в высококвалифицированных и разносторонне подготовленных инженерных кадрах. В идеале это специалисты, которые готовы работать в условиях междисциплинарных связей. Чтобы не было такого, что инженер-конструктор знает, как сконструировать автомобиль, но не совсем хорошо владеет технологией или не имеет представления о цифровых технологиях в решении своих задач. Сегодня нам нужен инженер, который в комплексе знает весь цикл разработки и постановки на производство продукции, программных продуктов. Словом, нужны те, кто обеспечит формирование технологического суверенитета.

Андрей Келлер подчеркнул: в "Передовых инженерных школах" готовят не массовых инженеров, а элиту профессии, профессионалов, способных решать нетривиальные задачи, которые часто не видны обычному конструктору.

Деятельность ПИШ тесно связана с научными разработками и фронтирными исследованиями для различных отраслей.

Например, в Уфимском университете науки и технологий электродвигатели для самолетов с распределенной силовой установкой разрабатываются совместно с Центральным институтом авиационного моторостроения имени П.И. Баранова в рамках проекта "Интеграл". Это проект по созданию отечественного дальнемагистрального пассажирского самолета, которую ведет Институт им. Н.Е Жуковского.

Как заявлял в июне 2023 года заместитель председателя правительства Российской Федерации Денис Мантуров, планируется, что самолет поднимется в воздух после 2030 года. Высокоэффективные электрические машины в УУНиТ разрабатываются совместно с компаниями ОДК, "ОДК-Климов", "ОДК-Авиадвигатель". Стартер-генераторы, электродвигатели - с компанией "УЗГА". Авторские права принадлежат университету, а коммерческие компании заключают с ним лицензионные соглашения. Так, компания "ЭТК" по лицензии начала выпускать мелкую серию электродвигателей, а компания "Альтима Строй" уже реализует разработанные вузом зарядные станции.

В ПИШ готовят не массовых инженеров, а элиту, способную решать нетривиальные задачи

Один из научно-исследовательских проектов ПИШ Казанского федерального университета - "Разработка методологий оптимизации систем выпуска и нейтрализации отработавших газов, повышения эффективности и снижения выбросов CO2 двигателей и автомобилей с целью достижения требований перспективных экологических классов".

Цель - разработка дальнейших исследований по оптимизации двигателей внутреннего сгорания с достижением требований перспективных экологических классов автомобилей, выпускаемых компанией "КАМАЗ".

В ПИШ "Институт биотехнологий, биоинженерии и пищевых систем" ДВФУ создают целый спектр новых разработок . Большая часть проектов уже имеет продуктовые результаты - прототипы и образцы.

"Мы заинтересованы в целом спектре НИОКР, реализуемых ПИШ ДВФУ, - говорит генеральный директор компании-партнера - Находкинской базы активного морского рыболовства Александр Шуматов. - Начиная с развития региона с помощью рыбохозяйственной деятельности и заканчивая строительством новых судов, созданием технологий добычи и переработки морских биоресурсов, биоинженерии, биотехнологий и т.д.".

Позиция

Олег Тимофеев, директор ПИШ СПбГМТУ:

- Передовая инженерная школа Санкт-Петербургского государственного морского технического университета "Судостроение Индустрии 4.0" - для нас это, прежде всего, образовательный проект, в котором существенной компонентой является проектная и исследовательская работа студентов и преподавателей ПИШ. В школу отбираются студенты по результатам обучения в бакалавриате на направления подготовки, в которых заинтересованы индустриальные партнеры: судостроение, машиностроение, приборостроение. В магистратуре ПИШ студенты работают над задачами, которые ставит индустриальный партнер. Так, по заказу Онежского судостроительно-судоремонтного завода разрабатывается и изготавливается новое оборудование лазерно-дуговой сварки. Предприятие "ОСК" привлекает ПИШ университета к программе импортозамещения - разработке отечественных подруливающих устройств. Несколько проектов выполнено по заказу концерна "Гидроприбор". Одно из малых предприятий с помощью лаборатории ПИШ выходит на рынок с новой продукцией - экзоскелетами.

Финансирование ПИШ позволяет модернизировать учебную и исследовательскую базу вуза. Финансирование от индустриальных партнеров позволило привлечь студентов и молодых преподавателей ПИШ в реальные промышленные проекты. Студент в процессе учебы узнает, как устроено взаимодействие различных подразделений и специалистов на предприятии, может проявить свою креативность и понять, как необходимо профессионально развиваться в быстро меняющемся индустриальном мире.