Академическая фалеристика Владимира Иванова. Выпуск 8: православие, самодержавие, народность

Академическая фалеристика Владимира Иванова. Выпуск 8: православие, самодержавие, народность
© Индикатор

Весь 2024 год будет праздноваться 300-летний юбилей Российской академии наук. И мы продолжаем рассказывать об истории Академии самыми разными способами. Порталы Indicator.Ru, Inscience.News и «Живая история науки» продолжают, наверное, самый необычный проект, посвященный истории РАН. Владимир Иванов — член-корреспондент РАН, директор Института общей и неорганической химии РАН им. Николая Курнакова. Но помимо своих научных интересов и административных забот, многие годы у ученого есть интересное хобби – он собирает медали, так или иначе связанные с историей Академии наук. Владимир Константинович любезно согласился позволить нам рассказать об этой замечательной коллекции – а параллельно дать повод осветить и несколько эпизодов из истории Академии. И сегодня мы продолжаем вторую часть нашего проекта.

Первые шесть выпусков «Академической фалеристики» мы рассказывали о медалях, напрямую посвященных юбилеям Академии – от 50 до 275-летнего. Сейчас мы продолжаем к памятным медалям, посвященным академикам, начиная с ее руководителей. И вторая медаль столь же необычна, сколь и первая, посвященная барону Корфу. Медаль, отчеканенная графу Сергею Семеновичу Уварову, посвящена 25-летнему юбилею пребывания графа в должности.

© Wikimedia Commons

Разумеется, советская историография графа Уварова не любила: в первую очередь, конечно, не за деятельность в качестве президента Академии наук, а за его другую должность, министра просвещения, в коей он пробыл 16 лет – с 1833 по 1849 годы. И за его политику, провозглашенную при вступлении в должность: «Общая наша обязанность состоит в том, чтобы народное образование, согласно с Высочайшим намерением Августейшего Монарха, совершалось в соединённом духе Православия, Самодержавия и народности». Тем не менее, и в должности министра, в которую Уваров вступил через 15 лет после того, как стал президентом Академии (с сохранением президентских полномочий), он сделал много полезного. Считается, что именно при нем Московский университет достиг уровня ведущих европейских университетов. Именно он возобновил практику зарубежных стажировок и командировок российских ученых.

Но давайте обратимся к медали.

© Алексей Паевский

Исполнение: Гравер Г. Губе

Аверс: SERGIUS OUVAROFF

Описание аверса: Поясное изображение C.C. Уварова в сюртуке с орденскими звездами и накинутой на плечо шубе, слева подпись H . GUBE F . (Г. Губе исполнил). Под портретом надпись PRAESIDI SUO PER XXV ANNOS FELIX ACADEMIA | • D . XII JANUARII A . MDCCCXLIII (Благоденствующая в течение 25 лет академия - своему президенту. 12 января 1843 года)

© Алексей Паевский

Реверс: CLARUS | INGENIO ЕТ DOCTRINA | PATRIO SERMONE ELOQUENS | GRAECE DOCTUS ЕТ LATINE | ЕТ HAS ЕТ ORIENTIS LITERAS | ROSSICAE | ANTIQUITATIS DISQUISITIONEM | NATURAE COELI TERRAEQ . STUDIUM | AUT PRIMUS IN ROSSIA AUT UT NEMO ANTE | AUCTORITATE SUA | FELICITER

Перевод реверса: Прославившийся умом и ученостью, красноречием в отечественном языке, изучивший греческий и латинский, первый в России, он раньше других своими распоряжениями классическую и восточную словесность, исследование отечественных древностей, изучение естествоведения и астрономии счастливо возбудил, незыблемо утвердил, благоразумно направил

Описание реверса: Тринадцатистрочная надпись, обрамленная лавровым венком

За что же Академия была так благодарна своему президенту?. В должности президента Петербургской академии наук Уваров, пробывший на ней с 1818 года до своей смерти в 1855 году, сделал тоже достаточно много. Собственно говоря, именно при нем Академия Российская, «параллельное гуманитарное» учреждение, созданное Екатериной Дашковой, влилась в состав Императорской Петербургской академии наук особым Отделением русского языка и словесности.

Уваров – тогда еще не граф (он получит графский титул «за труды» только в 1846 году) сразу же по вступлении в должность отдельно занялся музеями Академии. И свою научную работу – прекрасно образованный граф занимался востоковедением – тоже не забыл, создал Азиатский музей Академии. При нем в 1836 году был принят и новый Устав и Штат. Вообще о подробном вкладе Сергея Семеновича можно прочитать в прекрасной статье, подготовленной Архивом РАН.

Были ли критики? Куда ж без них. «По касательной» графу прилетело даже от Александра Сергеича «Наше Все» Пушкина: он написал злобную эпиграмму, аккумулировав все слухи по назначению князя Михаила Дондукова-Корсакова вице-президентом Академии в 1835 году:

В Академии наук Заседает князь Дундук. Говорят, не подобает Дундуку такая честь; Почему ж он заседает? Потому что <жопа> есть.

© Wikimedia Commons

Злые языки говорили, что Уваров «провел» в вице-президенты Академии своего бывшего любовника. Однако во-первых, Александр Сергеич имел личные счеты с главой цензурного комитета, а в эпиграммах он редко бывал справедлив (одна его эпиграмма на благородного Михаила Воронцова чего стоит), а во-вторых, как говорят, после личной встречи с Дондуковым-Корсаковым Пушкин сильно жалел о том, что эпиграмму написал.

В любом случае, Сергей Семенович Уваров для Академии – явление скорее положительное, чем отрицательное, и медаль к 25-летию президентства – тому лишнее подтверждение.