Цифровые ассистенты помогают онкологам
Такие данные привела заместитель директора департамента цифрового развития Минздрава России Олия Артемова, открывая сессию "Информационные технологии и искусственный интеллект в онкологии" на XIV Съезде онкологов и радиологов стран СНГ и Евразии. Приоритетом при внедрении таких систем, по ее словам, является повышение точности диагностики, и речи о замене медперсонала не идет. Олия Артемова признала, что внедрение любых новых разработок сопряжено с немалым риском, поэтому важной функцией является государственный контроль за внедрением ИИ. По ее оценке, это позволит разрешить целый ряд вызовов, которые сопровождает применение ИИ в медицине, включая дефицит доверия, этические аспекты и обеспечение конфиденциальности данных. Среди других проблем замглавы профильного департамента Минздрава отметила дефицит кадров и необходимость развертывания дорогостоящей инфраструктуры обработки и хранения данных.
Помощник директора Всероссийского научно-исследовательского и испытательного института медицинской техники (ВНИИИМТ) Росздравнадзора Антон Матвиенко назвал наиболее часто применяемым медицинским изделием с использованием ИИ разного рода цифровые ассистенты, в основном ориентированные на анализ медицинских изображений (рентгенограмм, данных КТ, МРТ, маммографий). Он привел статистику Росздравнадзора, согласно которой из 31 зарегистрированного в ведомстве медизделия 27 - цифровые ассистенты. Относительно новыми классами решений, которые начинают появляться, как отметил Антон Матвиенко, стали средства анализа данных из медицинских карт (три системы) и видео (одна). Кроме того, медучреждения активно используют изначально немедицинские сервисы с использованием ИИ, среди которых он особо отметил средства голосового ввода, которые экономят до 20% трудозатрат при заполнении различной документации.
Руководитель направления по развитию голосовых цифровых технологий ООО "БСС" (BSS) Антон Федулеев назвал внедрение голосовых и чат-ботов в медицинские учреждения все более значимым и перспективным направлением, открывающим новые возможности для автоматизации коммуникаций и повышения качества обслуживания пациентов: "Внедрение голосовых помощников на горячей линии "122" в 18 регионах РФ демонстрирует высокий уровень автоматизации и качества обслуживания в медицинских учреждениях. Способность обрабатывать до 400 одномоментных вызовов при проценте автоматизации на уровне 55% является значимым показателем эффективности системы. Более того, высокий рейтинг качества обслуживания, 4,79 из 5, подтверждает, что применение искусственного интеллекта и автоматизации, действительно, способно значительно улучшить опыт взаимодействия пациентов с медицинскими учреждениями. Этот проект служит ярким примером, как искусственный интеллект и автоматизация могут стать мощным инструментом для улучшения качества жизни и повышения эффективности работы в различных сферах, особенно в медицине. Голосовые и чат-боты способны снизить нагрузку на персонал, сократить время ожидания и обеспечить пациентам быстрый и качественный доступ к необходимой информации и услугам. Такие технологии не только оптимизируют процессы в медицинских учреждениях, но и повышают уровень удовлетворенности пациентов, делая взаимодействие с системой здравоохранения более удобным и эффективным".
Старший научный сотрудник Института персонализированной онкологии к.м.н. Виктор Гомболевский назвал главной предпосылкой внедрения ИИ дефицит кадров, который усугубляется ростом нагрузки на персонал. Он привел данные за последние 10 лет, согласно которым в России количество врачей-рентгенологов выросло на треть, тогда как количество томографических исследований - в 7,5 раза. Последствием, как отметил Виктор Гомболевский, является рост количества ошибок, доля которых составляет при интерпретации радиологических исследований до 30%. Использование ИИ при этом, по его словам, не только повышает точность диагностики, но и позволяет достичь экономического эффекта. Виктор Гомболевский привел практический пример частной клиники, где внедрение ИИ позволило нарастить прибыль в 3,5 раза за счет дополнительных услуг.
Заведующий отделением функциональной диагностики ГУ "Республиканский научно-практический центр детской онкологии, гематологии и иммунологии" (Республика Беларусь), к.м.н., доцент Игорь Бегун назвал важнейшим результатом использования автоматизированных инструментов выявление патологий на ранних стадиях, особенно если речь идет о пациентах-детях, у которых, с одной стороны, опухоли развиваются очень быстро, и с другой - у медперсонала нет достаточного опыта по выявлению злокачественных новообразований у детей. Он поделился опытом создания онлайн-ресурса, анализирующего результаты исследований, применение которого позволило поднять эффективность диагностики.
Врач-рентгенолог Екатерина Кобякова назвала основной проблемой при внедрении ИИ качество датасетов, на которых обучают нейросети. Она заявила, сославшись на личный опыт, что типовыми ошибками являются низкое качество и неполнота данных, игнорирование стандартов, а также дефицит компетенций. Екатерина Кобякова посетовала на сложность и долгие сроки сертификации систем медицинского назначения, что существенно повышает порог входа в данный сегмент рынка.
Директор по операционной деятельности ООО "РТК Радиология" Виктор Киселев также обратил внимание на технические и организационные проблемы при внедрении ИИ, которые приводят к разочарованию в применении таких инструментов, особенно если системы разворачиваются вне контура медучреждений. Но он напомнил, что медицинские системы оперируют большими объемами данных, обработка которых требует большой емкости каналов связи и вычислительных ресурсов. Коварной проблемой, как подчеркнул Виктор Киселев, являются также ошибки встраивания новых систем в медицинские процессы, что приводит к тому, что вместо снижения временных затрат на интерпретацию тех же радиологических исследований они растут до 40%, в итоге происходит разочарование в ИИ и снижение вовлеченности персонала в проекты. Чтобы такого не произошло, как отметил представитель "РТК Радиология", необходимо правильное целеполагание и постоянный мониторинг хода проектов.