Метеозонд, НЛО или встречный самолет? Почему разбился МиГ с Гагариным на борту
Улыбчивый, голубоглазый, обаятельный – таким мы представляем себе Юрия Гагарина, легенду отечественной космонавтики. А задумывались ли вы о том, что первый в мире космонавт прожил всего 34 года? Как и почему так рано прервалась эта яркая и многообещающая жизнь? В День космонавтики MIR24.TV рассказывает основные версии гибели летчика.
Застолья и заграничные поездки
Несколько лет после полета в космос, состоявшегося 12 апреля 1961 года, Гагарин был вынужден выполнять роль советской «открытки», путешествуя по миру и встречаясь с коммунистами, первыми лицами государств, звездами кино. В те годы он посетил около 30 стран, от Индии до США. Одновременно, с 1961 года, космонавт учился в Военно-воздушной инженерной академии им. Н.Е. Жуковского, в 1968 году окончил ее с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер». С 1962 года был депутатом Верховного Совета СССР, с 1964-го назначен замначальника Центра подготовки космонавтов, а также руководил внештатным отделом космонавтики газеты «Красная Звезда». Застолий во время заграничных поездок и торжественных приемов было много, космонавт набрал лишний вес, перестал систематически заниматься спортом и страдал из-за отсутствия полетов.
Возвращение в небо
В январе 1966 года умер Сергей Павлович Королев, а в июне Гагарин приступил к тренировкам по программе «Союз». На этот раз его назначили дублером космонавта Владимира Комарова, который должен был пилотировать корабль «Союз-1». Тот полет закончился трагедией, сначала он был прерван досрочно из-за нераскрытия одной из панелей солнечных батарей, затем на финальной стадии отказала парашютная система, и спускаемый аппарат с космонавтом на борту рухнул на землю в Оренбургской области. Впервые космонавт погиб в ходе полета, причем, если бы Королев был жив, на месте Комарова вполне мог оказаться Гагарин.
С 12 апреля 1961 года совершить самостоятельный вылет Юрий Алексеевич смог лишь в декабре 1967-го. Длительный перерыв дал о себе знать: посадить МиГ-17 летчик смог лишь со второго захода из-за неверного расчета на посадку. Космонавт добился направления на восстановление квалификации летчика-истребителя и в то же время мечтал о полете на Луну. Он числился в экипаже одного из готовящихся лунных кораблей, но, как известно, этим планам не суждено было сбыться: в июле 1969-го на Луне высадились американцы, а за год до этого, 27 марта 1968 года, Юрий Гагарин погиб в авиакатастрофе.
В тот злополучный день летчик выполнял тренировочный полет на самолете МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель) под руководством опытного инструктора, летчика-испытателя, полковника Владимира Серегина, однако самолет разбился вблизи деревни Новоселово во Владимирской области. Экипаж погиб. Для расследования причин аварии была создана государственная комиссия, что не помешало появлению множества версий и сплетен, от встречи самолета с НЛО до устранения слишком популярной политической фигуры. Однако и заключение комиссии не поставило точки в этой истории.
Комиссия выяснила, что из-за изменившейся в полете воздушной обстановки экипаж совершил резкий маневр и вышел из облачного слоя, пикируя практически вертикально, то есть попал в штопор. Вывести самолет в горизонтальный полет не удалось, и истребитель столкнулся с землей. Неисправностей техники, так же как посторонних веществ в крови летчиков обнаружено не было. Но выводы госкомиссии рассекретили лишь в 2011 году, к 50-летнему юбилею полета Юрия Гагарина в космос.
«Исходя из анализа летного происшествия и материалов расследования, можно сделать вывод о том, что наиболее вероятной причиной катастрофы является последствие резкого маневра по отвороту от шара-зонда, или, что менее вероятно, для предотвращения схода в верхний край облачности. Резкий маневр привел в последующем к попаданию самолета в закритический режим полета и падение», – заявил тогда начальник департамента по обеспечению деятельности архива президента РФ Александр Степанов.
Версия космонавта Леонова
Официальную версию назвал «бредом» Алексей Леонов – космонавт, впервые в истории совершивший выход в открытый космос. В 2013 году он заявил, что истинной причиной гибели Гагарина и Серегина было несанкционированное вторжение в зону тренировочного полета постороннего самолета – Су-15. В автобиографической книге «Время первых. Судьба моя – я сам…» Леонов написал, что «человек, погубивший Гагарина, жив. И даже стал Героем Советского Союза».
«27 марта 1968 года во время пилотирования самолета в этом же районе несанкционированно оказался другой самолет: Су-15, выполнявший полет с аэродрома Жуковский. При этом летчик нарушил режим, спустился до высоты 450 метров – а я это знаю, так как беседовал со свидетелями – на форсаже ушел на свой эшелон и на расстоянии 10-15 метров в облаках, пройдя рядом с Гагариным, перевернул его самолет, вогнав в штопор, вернее, в глубокую спираль на скорости 750 километров в час. Самолет совершил полтора витка и на выводе столкнулся с Землей», – заявил Леонов на пресс-конференции в Звездном городке.
По словам Леонова, его выводы подтверждены не только словами свидетелей, но и вскрытием рассекреченного конверта с выводом комиссии. Имя же летчика, который якобы стал виновником гибели экипажа, Алексей Архипович не раскрыл, объяснив это тем, что дал слово не компрометировать пожилого и больного человека.
Споры о гибели Гагарина
А в 2017 году открытое письмо на имя Алексея Леонова опубликовал в СМИ член госкомиссии по расследовании причин катастрофы Арсений Миронов – бывший руководитель Летно-исследовательского института имени М.М. Громова в Жуковском. 99-летний профессор обвинил космонавта в том, что его утверждение о причастности к трагедии летчика из ЛИИ базируется на необъективной информации и противоречиях. Миронов нашел в архивах института журнал регистрации полетных листов за 1968 год и выяснил: 27 марта 1968 года состоялись полеты двух самолетов Су-15. Первый выполнял летчик-испытатель Аркадий Богородский, полет для испытания нового двигателя проходил на высоте 18 тысяч метров. Богородский взлетел с 9 часов 45 минут и приземлился в 10 часов 24 минуты. Второй полет, на высоте 14 тысяч метров, выполнял летчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Щербаков. Он взлетел в 11 часов 20 минут.
«Анализ хронометража показывает, что Богородский произвел посадку, когда Гагарин еще только набирал высоту. Щербаков взлетел много позже катастрофы самолета МиГ-15УТИ, так что оба полета Су-15 в принципе не могли помешать полету МиГ-15УТИ», – отметил Арсений Дмитриевич.
Миронов также высказал сомнения насчет версии о встрече самолета с метеозондом. По его словам, никаких следов столкновения на остатках самолета не обнаружили, также как и поврежденный метеозонд. Если же допустить вариант сваливания МиГ-15УТИ в штопор при отвороте от неожиданно появившегося метеозонда, то не известно, пытались ли узнать, откуда запущен зонд и какую информацию он передавал на землю.
Истинной причиной аварии, случившейся 27 марта 1968 года, Арсений Миронов назвал «человеческий фактор», который относился не только к неправильным действиям экипажа, но и людей, участвующих в обеспечении полета, за исключением Юрия Гагарина, который в этом полете был проверяемым, поэтому вся ответственность за безопасность полета лежала на инструкторе. В результате Серегин и Гагарин действительно могли встретиться с посторонним самолетом.
По словам Миронова, во-первых, в тот день Серегин опоздал на полеты и принял решение взлететь без корректировки плановой таблицы полетов. В результате интервал между взлетом самолета Серегина-Гагарина и взлетом второго самолета МиГ-15УТИ, которым пилотировал летчик Андреев, сократился с 30 минут до 3 минут. Во-вторых, погода, фактическая и по прогнозу, не соответствовала требованиям для выполнения упражнения №2КУБП (вне облачности или за облаками). В-третьих, при полете были допущены, хотя и небольшие, отклонения от маршрута влево в сторону зоны, где должен был летать Андреев, но служба управления полетами аэродрома Чкаловский не вмешалась.
В-четвертых, после входа в свою пилотажную зону в условиях сплошной слоистой облачности выполнение упражнений Гагариным все же было начато, но прекращено примерно через четыре минуты. В-пятых, служба управления полетами не реагировала на опасное сближение двух самолетов МиГ-15УТИ, несмотря на то, что плановая разность высот их полета при выходе самолета Гагарина из своей зоны была всего 1200 метров. Она могла быть и меньше, если выход из зоны производился со снижением. По мнению профессора, в этот момент летчики Серегин или Гагарин, скорее всего, увидели второй самолет и совершили энергичный маневр для предотвращения столкновения. При этом самолет мог свалиться в штопор. Серегин же не был подготовлен к выводу самолета МиГ15-УТИ из штопора – у него в летной книжке нет записи о полетах на больших углах атаки.
«На вопрос, заданный руководителю полетов Ярошенко «почему он не предотвратил опасного сближения меток целей на экране локатора?», он ответил: «Я занимался анализом воздушной обстановки»! Помощник руководителя полетов Быковский также не наблюдал экрана радиолокаторов и не дал команду на разведение самолетов», – писал Арсений Миронов.
Из всего этого профессор ЛИИ сделал вывод об очень низком уровне организации полетов, во всяком случае, в день гибели Гагарина и Серегина. Доктор технических наук Сергей Михайлович Белоцерковский, участвовавший в работе комиссии, также отметил серьезные нарушения в планировании полетов и назвал другие негативные факторы, например, конструктивные недостатки самолета.
«УТИ МиГ-15 – старая машина производства 1956 года, прошла два ремонта (неизрасходованный ресурс конструкции 30%); двигатель РД-45Ф также производства 1956 года, прошел четыре капитальных ремонта (неизрасходованный ресурс 30%). На самолете были установлены два подвесных топливных бака емкостью по 260 литров, неудачных в аэродинамическом отношении. Они снижают допустимые перегрузки почти в три раза – это означает, что самолет переходит на неуправляемый режим значительно раньше. Наконец, конструкция системы спасения экипажа на УТИ МиГ-15 такова, что первым должен катапультироваться инструктор, иначе его спасение будет поставлено под угрозу».
По данным исследователя, неудовлетворительная организация радиолокационного слежения за полетами была связана с неисправностью оборудования: не работали фотоприставки для съемки экранов радиолокационных станций, что мешало в полной мере отслеживать меняющиеся положения самолетов, вышел из строя наземный радиовысотомер.
«В конце полета МиГ-15УТИ Гагарина и Серегина был потерян, вместо него руководитель полета вел на экране радиолокатора другой самолет, видимо Су-11. Ошибка была обнаружена только через 12 минут после катастрофы», – утверждает Белоцерковский.
Он также отметает версию о том, что летчики могли выполнять полет в пьяном виде, а также обвинения в адрес Владимира Серегина в некомпетентности. В 1989 году в журнале «Гражданская авиация» было опубликовано коллективное заключение от девяти участников расследований: С.А. Микояна, А.И. Пушкина, С.В. Петрова, летчиков-космонавтов Г.С. Титова, А.А. Леонова, ученых и авиационных инженеров С.М. Белоцерковского, А.В. Майорова, П.Г. Сигова и А.М. Сосунова. Имеющиеся материалы, отмечают исследователи, позволяют объективно оценить уровень управления самолетом на последних секундах полета после выхода из облаков. И действия летчиков были оптимальными: «…они пилотировали самолет без крена и скольжения, «выжали» из техники все возможное, пытаясь вывести из пикирования самолет и избежать столкновения с Землей». Так или иначе, бортовых самописцев разбившийся истребитель не имел. Фотографии с места катастрофы Российский государственный архив научно-технической документации опубликовал лишь 27 марта 2023 года.
28 марта в 1968 останки летчиков кремировали, а 30 марта похоронили на Красной площади при огромном стечении народа. Урны с их прахом покоятся в кремлевской стене.