Страна контактов: В Индии даже не стоит работать дистанционно

С какими сложностями сталкиваются иностранные инвесторы при выходе на индийский рынок и зачем включать в команду коллег, перешагнувших солидный возрастной порог, "Российской газете" рассказали научный руководитель программы "Российско-индийское бизнес-партнерство" в ВШЭ, кандидат психологических наук Евгений Грива и декан факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве России Павел Селезнев.

Страна контактов: В Индии даже не стоит работать дистанционно
© Российская Газета

Насколько легко начать бизнес в Индии?

Евгений Грива: Индия работает над своим инвестиционным имиджем. Если 10 лет назад в рейтинге Ease of doing business страна занимала 142-е место, то в наши дни ее рейтинг не опускается ниже 60-70 -го места.

При этом индийцы очень хорошо защищают свой рынок - пошлинами, тарифными и нетарифными барьерами. Помимо базовой таможенной пошлины, средний размер которой колеблется от 18 до 28%, существует "эффективная пошлина". Она устанавливается ежегодно и включает в себя таможенную пошлину, налог на товары и услуги и налог на социальное обеспечение. И там, где надо защитить индийский рынок и поддержать своего производителя, размер эффективной пошлины "взлетает": на подсолнечное масло - до 236%, кондитерские изделия и некоторые другие продукты - до 200%, алкоголь - до 300%. Также индийская сторона использует инструмент антидемпинговых расследований, например, как сейчас в отношении зарубежных производителей бутилкаучука и галобутилкаучука.

Эти факторы делают экспорт продукции непростым и не всегда экономически эффективным. Однако индийское правительство предоставляет значительные преференции зарубежным компаниям, готовым экспортировать технологии или локализовать производство. Но есть и риски - крайне витиеватая юридическая процедура регистрации компании, бюрократические препятствия, а также вероятность обмана или даже незаконного захвата бизнеса.

Павел Селезнев: Основная трудность при открытии компании в Индии заключается в медлительности процедуры, большом количестве заполняемых форм, долгой верификации документов и специально поддерживаемого "ручного труда". На получение налогового сертификата, директорского идентификационного сертификата, цифровой подписи уходит 2-3 месяца. Это намного больше, чем обещают юридические компании, оказывающие содействие (они говорят о 2 неделях - месяце), но меньше, чем было 10 лет назад. Тогда этот срок был еще больше - от 4 месяцев до полугода.

Стоит ли прежде, чем затевать бизнес в Индии, заручиться поддержкой местного надежного партнера?

Евгений Грива: Да, это сделать просто необходимо. Лучший вариант - обратиться в отраслевые ассоциации и советы, которые объединяют ведущих игроков рынка и очень влиятельны. Там можно найти компаньона, будущих контрагентов, получить и проверить информацию об их бизнесе. Например, подведомственное учреждение Минторгпрома Индии Invest India - эффективная структура, в рамках которой функционирует даже специальный Russia Desk, ориентированный на работу с российскими предпринимателями.

Павел Селезнев: Хороший партнер поможет выбрать локацию под проект, получить налоговые преференции, защитит от мошенничества, недружественных поглощений и встречающегося произвола чиновников.

Важны ли для индийцев рекомендации?

Евгений Грива: Очень! Индия - это восточная страна, где первым делом вас спросят не о том, какой у вас проект и каким образом вы предлагаете заработать деньги, а от кого вы пришли, и кто из уважаемых людей может вас рекомендовать.

Это правило действует всегда, абсолютно все строится на личных отношениях. Поэтому получение рекомендации, например, от президента ассоциации - это база для последующих перспективных партнерств. Именно так я сам знакомился с нефтехимическим и химическим сообществами Индии и понял крайнюю эффективность личного формата и абсолютную непродуктивность онлайн-общения в виде электронных писем.

В России одно время были популярны молодые топ-менеджеры, сейчас тренд постепенно смещается в сторону опыта. Как в Индии - возраст имеет значение для эффективного руководства компанией?

Евгений Грива: Молодой российский менеджмент нередко вызывает вопросы у индийских визави. Обычно индийские топы - это люди за 50, а совсем высшее руководство - за 60 и 70 лет. Это Восток, здесь, пусть и видоизмененная британцами, но все же иерархичная структура общества и продвижения по карьерной лестнице. Поэтому излишне юная команда может не укладываться в картину мира партнеров. Им непонятно, кто будет принимать решение.

Я обычно рекомендую для "стабилизации" ввести в команду людей постарше. Даже если в действительности управлять будут молодые менеджеры, индийские коллеги будут спокойны: "сейчас молодые пошустрят, поговорят, а потом все равно спросят у старшего решение".

Пандемия коронавируса сформировала потребность в онлайн-конференциях. Вирус отступил, а мода на деловое общение в различных чатах осталась. В Индии тоже любят вести деловые переговоры онлайн?

Павел Селезнев: Ни в коем случае! Там даже не стоит пытаться работать дистанционно. В стране надо присутствовать и встречаться ежемесячно. Чтобы иностранный капитал закрепился на внутреннем рынке, недостаточно просто осуществить полный технологический цикл запуска производства. Нужно еще продемонстрировать готовность работать с местным населением. Речь не только об обучении и найме персонала, но и о максимально глубоком погружении: контактах с бизнес-сообществом и даже спонсорстве культурных и спортивных мероприятий.

Евгений Грива: Начиная бизнес в Индии, нужно, прежде всего, набраться терпения. Если планируете запустить производство за 3-4 года, в итоге процесс может занять 7-8 лет, что является очень хорошим финальным показателем. У индийцев гораздо более долгий горизонт планирования, они смотрят на 10-20 лет вперед. Вы хотите отбить инвестиции через 2-3 года, а они хотят быть первыми в этой отрасли в этой части света через 20-30 лет. Возникает диссонанс, и основной вашей задачей будет поиск компромисса между этими крайними позициями.