Войти в почту

Правда или ложь? Космонавт Олег Кононенко развенчал мифы о космосе

Космонавтов снимают в студии?

Правда или ложь? Космонавт Олег Кононенко развенчал мифы о космосе
© ТАСС

Согласно распространенному мифу, МКС вовсе не существует. Некоторые убеждены: космонавтов снимают в студии, а станция — всего лишь голограмма. Олег Кононенко подробно разъяснил, каким образом каждый может лично удостовериться в том, что станция реальна. "МКС действительно существует, мы летаем в космос, ракеты стартуют, запускают космические корабли, которые доставляют космонавтов на МКС. Я думаю, что поездки на космодромы России, с которых стартуют ракеты с нашими пилотируемыми и грузовыми кораблями, становятся все более доступными. И если вас заинтересовал этот вопрос или вы все еще сомневаетесь в действительности существования МКС в космосе, вы можете приехать на пилотируемый старт в качестве туриста и собственными глазами увидеть всю реальность происходящего: как экипаж садится в ракету, как ракета стартует", — сказал он.

Космонавт также напомнил о существовании средств объективного контроля, с помощью которых специалисты с Земли следят за движением любого космического объекта после его запуска, контролируют отделение всех ступеней ракеты-носителя и выведение корабля на орбиту.

Кроме того, в обществе бытует заблуждение, что космонавты на МКС ничем не заняты. В действительности на станции действует четкий распорядок дня. Рабочее время каждого из космонавтов расписано по минутам. "Существует государственная программа пилотируемых космических полетов, задачи которых мы выполняем, летая в космос. Эта программа утверждается правительством Российской Федерации и госкорпорацией "Роскосмос" и включает в себя огромное количество государственных задач, в том числе по эксплуатации станции и реализации научной программы", — рассказал Олег Кононенко.

В космосе нет сухого закона?

С легкой руки Алексея Леонова родился миф, что в составе стандартных рационов питания космонавтов имеется алкоголь. В 1975 году после стыковки советского и американского космических кораблей во время миссии "Союз-Аполлон" появились кадры "тюбиков" с надписью "Водка". Советский космонавт решил разыграть астронавтов Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона, вручив им эти тубы и предложив отметить стыковку по "русской традиции". Американцы долго отказывались, но в итоге пригубили напиток и обнаружили вместо водки борщ. В действительности на МКС с момента создания станции действует тотальный сухой закон. "Да, это правда, алкоголя на станции нет", — рассказал Кононенко.

Другое популярное заблуждение людей о космонавтах также связано с пресловутыми "тюбиками". Многие считают, что продукты питания поступают на орбиту в жидком виде и именно в такой упаковке. Однако еще с 80-х годов космонавты начали питаться сублимированными продуктами. Суть сублимации заключается в удалении влаги из приготовленных и замороженных продуктов в условиях вакуума. Готовый продукт, объем и масса которого уменьшаются в разы, помещается в пакет-"непроливайку", заливается водой и употребляется через клапан. Как говорят космонавты, по вкусовым качествам эти блюда выше всех похвал и весьма приближены к земным аналогам. Также на орбите в почете мясные и рыбные консервы в банках, сухофрукты, различные кондитерские изделия, йогурты в заводской упаковке, свежие овощи и фрукты и многое другое.

По словам Олега Кононенко, тубы, хоть и в малом количестве, до сих пор присутствуют в обиходе космонавтов. "В "тюбиках" на станции сейчас остался только мед и различные соусы, в том числе кетчуп. Все остальные продукты уже давно доставляют в консервированном и сублимированном виде в банках и вакуумных упаковках", — отметил командир отряда космонавтов Роскосмоса.

Земля плоская, а МКС будет летать вечно?

Вопросы истинных размеров и формы нашей планеты волновали человечество с древнейших времен. Догадка о сферичности Земли возникла еще у Пифагора около 500 г. до н.э, окончательно она была подтверждена Аристотелем. Тем не менее даже в современном обществе существуют сторонники теории плоской Земли, отрицающие все известные доказательства обратного.

Сомневающимся Олег Кононенко предложил ознакомиться с фотографиями и видео земного шара, снятыми с МКС или же со спутников.

Споры ведутся и о том, притянет ли со временем МКС к земному шару, если ее орбиту не корректировать. Высота орбиты Международной космической станции составляет от 330 до 430 км над поверхностью Земли. В зависимости от различных факторов (солнечной активности или вынужденной смены траектории полета из-за космического мусора) этот показатель изменяется, и станция опускается. Поэтому в целях создания баллистических условий для стыковки прилетающих пилотируемых и грузовых кораблей станцию периодически поднимают вверх. Согласно данным Роскосмоса, за время существования МКС было проведено свыше 350 коррекций высоты ее орбиты. Из них 200 — при помощи двигателей космических грузовиков "Прогресс".

"На высоте, на которой летает МКС, присутствуют молекулы газа. Двигаясь по орбите, станция медленно снижается за счет трения об разреженную атмосферу, и постепенно происходит аэродинамическое торможение. Для того чтобы станция не упала, постоянно проводится коррекция орбиты. МКС периодически поднимают на нужную высоту двигателями пристыкованных космических кораблей. Если корректировки не проводить, то МКС через определенный достаточно длительный промежуток времени снизится, войдет в плотные слои атмосферы и, частично сгорев, упадет — либо на землю, либо в океан", — сказал космонавт.

Во сне космонавты летают по станции, а на Земле забывают, что у предметов есть вес?

Некоторые думают, что в условиях невесомости космонавты спят, перемещаясь в свободном парении по станции. Другие убеждены, что в жилых каютах на МКС можно включить специальный режим и запустить искусственную гравитацию. Как рассказывает Олег Кононенко, на самом деле все гораздо прозаичнее. "Мы спим в специальных спальных мешках, которые изготавливают персонально для каждого космонавта перед полетом. Мешок состоит из верхней части (утеплителя), подкладки и съемного сменного вкладыша, заменяющего простыню и пододеяльник. В принципе, спать на станции можно где угодно. Но, как правило, спальный мешок размещается в каюте космонавта, потому что там есть шумоизоляция и каюта хорошо вентилируется", — отметил космонавт.

Cпецкор ТАСС рассказал, что в каждой жилой каюте на МКС установлены динамики, посредством которых передается вся аварийно-предупредительная сигнализация и сигнал вызова для связи с Землей, который разбудит космонавта в случае необходимости. "Спальный мешок прикреплен к одной из стен каюты. То есть практически мы спим стоя, опираясь на стенку", — добавил Кононенко.

Многие на полном серьезе полагают, что после возвращения из длительной космической экспедиции космонавты забывают про отсутствие невесомости на Земли и о том, что у вещей есть вес. Якобы это приводит к тому, что предметы у них падают на пол. "Скорее всего, это шутка. По возвращении на Землю все тело моментально приобретает вес. Космонавт начинает чувствовать тяжесть веса своих рук и всех предметов, которые он в них берет или держит. Поэтому сразу приходит осознание, что если бросить какой-то предмет, то он просто упадет", — подчеркнул Кононенко.

Космонавт также отметил, что время, которое любой космонавт проводит в полете в условиях невесомости, ничтожно мало по сравнению с тем временем, что он прожил на Земле в привычных условиях гравитации.

Внутри МКС космонавты находятся в скафандрах?

Один из мифов гласит, что космонавты вынуждены находиться в скафандрах даже внутри МКС. Это не так. Российские космонавты выходят в открытый космос в скафандрах "Орлан", а скафандры "Сокол" предназначены для аварийной ситуации — разгерметизации космического корабля. Внутри самой станции космонавты перемещаются в обычной повседневной одежде, сшитой из почти стопроцентного хлопка. Одежды для каждого космонавта предусмотрено от 20 до 30 кг на пребывание на станции сроком на полгода. Постирать вещи на МКС пока невозможно, поэтому грязная одежда утилизируется.

Как отметил Олег Кононенко, внутри скафандра обеспечиваются все необходимые условия для нормальной работы и жизнедеятельности космонавта в открытом космосе, в среде, не предназначенной для жизни человеческого организма. "То есть в условиях вакуума, низких и высоких температур скафандр обеспечивает подачу кислорода, поддержание определенного давления внутри него, объема. И сохраняет жизнь космонавту в экстремальных ситуациях и агрессивной среде. Внутри МКС поддерживаются все параметры земной атмосферы, поэтому здесь мы летаем в обычной одежде — рубашках и шортах", — рассказал специалист.

В космонавты берут только молодых и низкорослых?

Распространенный стереотип заключается в том, что в отряд космонавтов принимают только молодых и невысоких. Действительно, во времена Юрия Гагарина требования к новым претендентам в отряд были гораздо жестче. 60 лет назад космонавт должен был состоять в партии, быть опытным военным летчиком не старше 30 лет и не выше 170 см, а также обладать прекрасным здоровьем и физической подготовкой на уровне мастера спорта.

По словам Кононенко, в настоящее время критерии отбора значительно расширены. "На сегодняшний момент требования к росту и весу космонавтов при отборе составляют от 150 до 190 см в положении стоя и 50–90 кг соответственно. Поэтому сейчас в отряде есть много космонавтов, чей рост больше среднего. Это никак не сказывается на профессии и подготовке. По возрасту есть ограничения только при отборе в отряд космонавтов — претендент должен быть не старше 35 лет, но [затем] правой границы не существует, все зависит от состояния здоровья космонавта, поэтому на МКС летают люди разных возрастов", — сказал космонавт.

Кононенко также напомнил, что с 2002 года космонавты стали летать на космических кораблях новой модификации "Союз ТМА", который был разработан Ракетно-космической корпорацией "Энергия" по заказу NASA для расширения антропометрических параметров экипажей. "Буква "А" в названии как раз и обозначала антропометрическую модификацию. В летавшие до того времени "Союз ТМ" не помещались очень многие американские астронавты, поэтому корабль пришлось доработать", — добавил он.

Екатерина Адамова