Продолжаем покорять космос: как изобретения студентов и молодых ученых помогают совершать новые открытия

12 апреля по всему миру отмечают День космонавтики. Корреспондент «Вечерней Москвы» узнала о новых разработках ученых, развитии отрасли и технологий для исследования Вселенной.

Продолжаем покорять космос: как изобретения студентов и молодых ученых помогают совершать новые открытия
© Вечерняя Москва

Ученые и студенты Московского государственного технического университета (МГТУ) имени Н. Э. Баумана уже несколько лет создают спутники, которые запускаются в космос. На сегодняшний день на орбите работают шесть таких аппаратов. Информация из космоса поступает прямо в университетский Центр управления полетами (ЦУП), а затем в гелиогеофизический центр Института прикладной геофизики им. академика Е. К. Федорова.

— Наши спутники относятся к малым космическим аппаратам (весом до 500 килограммов. — «ВМ»). Они предназначены для отслеживания космической погоды, — рассказывает руководитель Молодежного космического центра МГТУ имени Н. Э. Баумана Виктория Майорова. — Первые два аппарата были запущены в 2020-м, а в прошлом году в космос отправились еще четыре.

Кроме того, в ЦУП ведутся работы еще по двум направлениям: исследование методов радиозатменного зондирования атмосферы, ионосферы Земли и мониторинг парниковых газов.

— В рамках исследования атмосферы мы принимаем сигналы навигационных спутников и по их изменению можем определять параметры атмосферы, — объясняет начальник бауманского конструкторского бюро «Прорывные космические исследования и технологии» Дмитрий Рачкин. — Пока по этим направлениям у нас нет аппаратов, но мы это исправляем.

По словам Рачкина, уже в этом году Бауманка сделает свой новый спутник для дальнейшего изучения атмосферы и ионосферы Земли.

— Что касается парниковых газов, то данные исследования идут в контексте изучения причин повышения температуры Земли, — рассказывает «ВМ» Дмитрий Рачкин. — Для того чтобы продвинуться дальше в этом направлении, нужно проводить измерения состава атмосферы в глобальном масштабе, что необходимо делать из космоса.

На орбиту спутники доставляют космонавты. Перед этим каждый из них проходит обучение. Занятия проходят на базе Центра подготовки космонавтов (ЦПК) имени Юрия Гагарина.

— Мы принимаем участие в развитии системы подготовки космонавтов, — говорит главный специалист управления подготовки космонавтов ЦПК имени Юрия Гагарина, академик Российской академии космонавтики имени Константина Циолковского Андрей Курицын. — Система меняется вместе с новыми требованиями к современной космической технике, кораблям, станции.

Андрей Курицын уточняет, что сегодня существует 13 видов подготовки. Среди них есть комплексная, техническая, медико-биологическая. Такая разносторонняя подготовка необходима космонавтам для того, чтобы на борту станции они могли качественно и в полной мере выполнять свои задачи.

— Сейчас, когда у нас налажены полеты в космос, наступил момент эксплуатации, — отмечает Курицын. — Мы хотим получить пользу от космоса. Это можно сделать с помощью выполнения программы научных исследований.

Одной из площадок для «внеземной» научной деятельности в скором времени станет Российская орбитальная (служебная) космическая станция.

— Чем больше будет выполнено экспериментов, исследований, тем больше мы получим пользы для образования, хозяйства и общества, — добавляет Андрей Курицын.

ТОЛЬКО ЦИФРА

По данным Роскосмоса, к концу 2023 года у РФ насчитывается 229 спутников, выведенных на орбиту Земли. Также россияне устанавливают рекорды. Космонавт Валерий Поляков совершил самый длительный полет в мире, он составил 437 суток 18 часов.

А россиянин Геннадий Падалка поставил рекорд по суммарной продолжительности нахождения на орбите. В общей сложности он пробыл в космосе 878 суток 11 часов 29 минут.