Уральские археологи показали коллекцию личных вещей, найденных в усадьбе XIX в
Новость о том, что в Екатеринбурге на улице Пушкина начались раскопки, несколько лет назад прошла бы незаметно. По ФЗ об охране объектов культурного наследия любой застройщик, прежде чем приступить к возведению зданий, обязан провести историко-культурную экспертизу. Однако то, что удалось найти на территории усадьбы горного инженера Василия Гилева, вселяет надежду: археологи еще не раз нас удивят. Возглавила работы Юлия Васина - руководитель музея "Народы и технологии Урала" Южно-Уральского госуниверситета.
- Среди артефактов - посуда и личные вещи екатеринбуржцев, живших в XIX веке. Как шутят коллеги, спасибо мусорным ямам - это буквально золотое дно. Гилев - достаточно интересный человек, новатор. Он окончил горное училище, был погружен в техническую и производственную деятельность. Его сын Константин также стал геологом, посвятив себя поискам нефтеносных месторождений Кавказа, - рассказывает сотрудник Центра историко-культурных исследований "Астра" Екатерина Трофимова.
Согласно архивным данным, на участке инженера располагались, помимо дома, флигели (один занимала почтовая станция), баня, сад. В 1912 году потомки Гилевых покинули усадьбу и ее снесли. Как считают эксперты, она занимала целый квартал между улицами Толмачева и Пушкина. Прекрасно сохранились погреба, углубления для замешивания раствора, а главное - фундаменты флигелей.
Планомерное изучение культурного слоя в Екатеринбурге продолжается всего 25 лет, и каждая новая находка очень важна. При раскопках на Пушкина археологи обнаружили остатки нескольких надворных построек времен Гилевых, посуду, столовую утварь, сервизы, керамические горшки для приготовления и хранения еды, стеклянные флаконы предположительно с вакциной от бешенства.
- Ценность их именно в том, что они не вскрыты. В соседних городах УрФО ничего подобного нет. Я очень долго пыталась идентифицировать содержимое. На флакончиках есть клеймо с аббревиатурой, которая расшифровывается как "Императорский институт экспериментальной медицины". Начало XX века. Почему они оказались здесь? - размышляет Юлия Васина. - Вскрывать их для изучения мы не планируем.
Среди раритетов наиболее интересны личные вещи: металлическая запонка с эмалированным портретиком девушки, целлулоидные женские гребешки для волос - на одном из них выцарапано имя Нина. Материалы раскопок, проведенных на площади 374 квадратных метра, заняли четыре тома по двести пятьдесят страниц каждый, историки описали более 1800 предметов.
Кстати
Артефакты отправили в музей "Народы и технологии Урала" ЮУрГУ. Фондохранилища Екатеринбургского краеведческого музея и Музея истории Екатеринбурга заполнены до отказа. При том потенциале городской археологии, который есть у Екатеринбурга, специалистам не помешало бы новое помещение.