Знаменитый "Последний день Помпеи" Брюллова реставрируют на глазах у зрителей

Специалисты Русского музея приступили к самой зрелищной - в буквальном смысле - части реставрации масштабного шедевра Карла Брюллова "Последний день Помпеи". После завершения работ мы увидим полотно именно таким, каким оно вышло из-под кисти гениального живописца.

Знаменитый "Последний день Помпеи" Брюллова реставрируют на глазах у зрителей
© Российская Газета

А сейчас посетители музея могут наблюдать за работой реставраторов в реальном времени. Специально для этого в корпусе Бенуа освободили один зал, в него переместили картину с привычного места. Пока ведутся работы по расчистке холста, и как это происходит, видно через прозрачную перегородку в дверном проеме.

"Мы решили, что люди, которые приезжают в Русский музей, не должны быть лишены встречи с главным шедевром, вершиной творчества великого Карла, - подчеркивает генеральный директор Русского музея Алла Манилова. - Поэтому у нас родилась идея поместить реставрационный процесс за стекло, сделать его впервые в практике российских музеев абсолютно доступным на протяжении всех этапов работы".

В последний раз "Помпеи" реставрировали в 1995 году, однако тогда был проведен лишь технический этап - укрепление холста и подрамника. Комплексная научная живописная реставрация проводится впервые за более чем двухсотлетнюю историю картины, и началу ее ключевого этапа предшествовала скрупулезная подготовительная работа с применением современных аппаратных методов: полный комплекс технико-технологических и химико-биологических исследований.

"С помощью инфракрасной камеры мы можем проследить, как изменялся замысел художника, - рассказывает заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро. - Практически все фигуры Брюллов неоднократно переписывал: изменялось положение рук и ног, композиция приобретала все больший драматизм".

Снимки в ИК-диапазоне помогают рассмотреть, что юноша, который в отчаянии держит безвольное тело возлюбленной в правом нижнем углу картины, раньше щека к щеке с ней с ужасом смотрел в небо. Малыш в центральной части сжимал в кулачке одежды отца, но теперь разжал пальчики. Девушка раньше успевала поймать массивную вазу, падающую ей на голову, а теперь - нет… Но все эти моменты реставраторы не считают особо ценными находками - это этапы реализации авторского замысла и не более.

Фото: Святослав Акимов / РГ

Брюллов работал над "Последним днем Помпеи" около шести лет, начиная от набросков с натуры во время путешествия в Неаполь в 1827 году и до выставления завершенной работы в римской мастерской художника в 1833 году. Картина произвела настоящий фурор, автора приравняли к мастерам эпохи Возрождения, а полотно отправилось в большое турне: сначала на Миланскую художественную выставку, затем в Париж, потом в Санкт-Петербург, где произведение выставлялось в Новом Эрмитаже и в Академии художеств.

Окончательно свое место в стенах Русского музея "Помпеи" заняли лишь в 1897 году, и столь длительный путь славы сказался на состоянии красочного слоя картины не лучшим образом. В XX веке и в последующие годы картину пытались подновлять, покрывали все новыми слоями лака, и за ними к настоящему моменту скрылись многие живописные подробности.

Фото: Святослав Акимов / РГ

"Поздние слои мы снимем, но оставим слой авторского лака, - поясняет ход работ ведущий художник-реставратор высшей категории отдела реставрации станковой масляной живописи Ольга Кленова. - Не будет такого яркого желтого цвета, который буквально создает фильтр, - неравномерного, с потеками. Затем уберем все прежние "записи", проведем заново заполнение утрат грунтом и тонировку. И уже в сентябре покроем защитным слоем лака".

Таким, как его задумал и выполнил автор, зрители увидят "Последний день Помпеи" осенью нынешнего года. К 225-летию со дня рождения художника Русский музей готовит в Михайловском замке выставку "Великий Карл", на которой, по словам Аллы Маниловой, "условно говоря, будет весь Брюллов": работы не только из Русского музея, но и других собраний со всей России

"Выставка будет беспрецедентной по своему масштабу, - подчеркивает гендиректор Русского музея. - Я думаю, что она будет выходить за рамки устойчивого понятия "выставка года" и вполне сможет претендовать на звание "выставки десятилетия".