Вкалывают роботы, а не человек: какие профессии можно заменить ИИ?

Как обучаются современные ИИ-системы? 

Вкалывают роботы, а не человек: какие профессии можно заменить ИИ?
© ТАСС

Сегодня возможности ИИ поражают воображение: в соответствии с запросом пользователя программа способна написать пост для публикации в социальных сетях, стихотворение в стиле Пушкина или найти ошибки в компьютерном коде. 

Такого результата удалось добиться благодаря современным эффективным способам обучения искусственного интеллекта, предложенным компанией OpenAI. Они создали особые нейронные языковые модели под названием GPT (Generative Pre-trained Transformer, или генеративные предобученные трансформеры).

Работает это так: сначала команда специалистов загружает в программу корпус заранее отобранных данных, например текстов. Искусственный интеллект анализирует полученную информацию и начинает предсказывать следующее слово, которое мог бы использовать человек в тексте. В результате внутри программы формируется своего рода ядро, которое в будущем позволяет ИИ успешно справляться и с другими задачами, уже без большого объема данных. 

Используя эту модель обучения, можно создавать самые разные имитирующие деятельность человека программы: ИИ-писателя, ИИ-маркетолога, ИИ-художника, ИИ-программиста и т.д. 

Кроме того, удивительной схожести ИИ и человека удалось добиться благодаря использованию модели вознаграждения. Для этого люди, которые тренируют ИИ, оценивают, насколько тот или иной ответ искусственного интеллекта соответствует критериям живого языка и пользовательскому запросу, после чего выставляют ему соответствующую оценку. В результате контент, создаваемый ИИ, становится еще более "человеческим". 

Искусственный интеллект — угроза для специалистов-людей?

Сегодня вопрос об этическом аспекте использования ИИ стоит особенно остро. После некоторых громких прецедентов, например принятого в РГГУ "ИИ-диплома" и "ИИ-картины", которая заняла первое место в конкурсе работ реальных художников, активно обсуждается мысль о том, что программы вроде ChatGPT вот-вот заменят реальных сотрудников.

И действительно, многие компании стали внедрять ИИ как постоянный рабочий инструмент. Теперь искусственный интеллект можно встретить в отрасли общепита, издательском деле, медицине и даже в силовых структурах. Многие банки, СМИ, маркетинговые агентства и юридические компании также начали использовать ИИ во время работы. Согласно отчету Goldman Sachs 2023 года, около 300 млн рабочих мест по всему миру могут быть затронуты ИИ в той или иной степени. Это означает, что в перспективе примерно 18% всех рабочих мест будут автоматизированы.

Исследование Пенсильванского университета показало, что внедрение ИИ, вероятнее всего, скажется на рабочих процессах так называемых белых воротничков (с заработком в США до $80 тыс. в год). Эксперты считают, что сильнее всего интеграцию ИИ ощутят сотрудники IT-сферы, в то время как для работников сельскохозяйственного сектора и горнодобывающей промышленности проблема появления искусственного интеллекта в профессии будет неактуальна.

Однако, согласно последним исследованиям, ИИ еще не скоро сможет конкурировать с людьми за рабочие места. Группа ученых из Массачусетского технологического института пришла к выводу, что между ИИ и человеком нет конфликта интересов.

Оказалось, что, хотя ИИ и способен самостоятельно выполнять задачи, на которые приходится 1,6% заработных плат сотрудников в США, только 23% от этих 1,6% при сегодняшних затратах было бы дешевле автоматизировать. 

Конечно, в будущем часть работы, которую сегодня делают люди, будет автоматизирована, но это займет много времени и произойдет постепенно: у правительств есть время подготовиться к грядущим изменениям и смягчить потенциальные последствия.

Кроме того, технология обучения нейросетей предполагает, что ИИ не способен создавать что-то принципиально новое. Его главная задача — анализировать предварительно заложенную человеком информацию и делать порой неочевидные выводы. 

Эффективность этого метода особенно хорошо видна в медицине. К сожалению, несмотря на весь профессионализм, доктора, в отличие от нейросетей, подвержены влиянию человеческого фактора и могут совершать ошибки, например неверно или недостаточно быстро диагностировать болезнь. 

ИИ в перспективе может облегчить эту проблему и стать отличным врачебным помощником (ChatGPT уже сейчас ставит правильные диагнозы в 77% случаев, совсем как начинающий врач). Благодаря тому, что искусственный интеллект способен практически мгновенно анализировать огромные массивы информации, он чаще замечает некоторые неочевидные для врачей состояния, например скрытые заболевания сердца у детей или болезнь Альцгеймера.

Искусственный интеллект — предвестник новой волны промышленной революции

Сегодня многие эксперты сходятся во мнении, что человечество выходит из четвертой промышленной революции ("Индустрия 4.0") и вступает в новую, пятую ("Индустрия 5.0"). И все благодаря искусственному интеллекту.

Дело в том, что все индустриальные революции прошлого были сильно связаны с внедрением в повседневную жизнь инновационных машин, которые упрощали производство и способствовали оптимизации труда. По словам руководителя консалтинговой компании Deloitte Consulting LLP Нитина Миттала (Nitin Mittal), как в первую индустриальную революцию жизнь людей навсегда изменили паровые двигатели, так в пятую — искусственный интеллект. 

Главные отличия в "Индустрии 4.0" и "Индустрии 5.0" — изменения в понимании взаимоотношений между человеком и ИИ. Если в четвертой индустриальной революции главный тезис — переход на полностью автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени, то в пятой — симбиоз человека и нейросети. В результате этого процесса рабочие вернутся в цеха: интеллектуальный и творческий потенциал людей, объединенный с возможностями машин, в том числе и с ИИ, поможет достичь высокой эффективности всех процессов. Ожидается, что в результате "Индустрии 5.0" роботы и люди наконец-то примирятся: мы научимся воспринимать нейросети как верных коллег-компаньонов, облегчающих выполнение рутинных задач, а не опасных соперников за рабочие места. 

И свидетельства такой тенденции уже есть. Например, некоторые университеты разрешили студентам использовать ИИ при подготовке выпускных квалификационных работ (ВКР). Конечно, их будут проверять особенно тщательно, чтобы убедиться в том, что будущий бакалавр или магистр хорошо понял тему, а не просто переложил всю работу на программу. Другой удачный пример синергии человека и машины во время обучения — программа на основе ИИ, которая конспектирует речь профессора во время лекций вместо студента. Благодаря этому ученик может полностью сосредоточиться на теме, не отвлекаясь на ведение записей. Помимо прочего, эта программа самостоятельно создает тесты и викторины по пройденным материалам, что значительно упрощает учебу. К этому инструменту прибегают студенты ведущих мировых университетов: Принстона, Гарварда и Стэнфорда. 

Однако признаки пятой индустриальной революции можно заметить не только в том, как ИИ изменил процесс обучения. Замминистра РФ по строительству и ЖКХ Константин Михайлик отметил, что ИИ сможет заменить недостающие российской экономике кадры для решения типовых задач. Это позволить людям не тратить время и силы на выполнение "тупиковой работы" и заняться чем-то более подходящим для высокоразвитого человеческого интеллекта. 

Получается, можно расслабиться? 

Концепция ИИ все еще вызывает опасения у мировой интеллектуальной элиты. Так, Стивен Хокинг говорил, что "развитие искусственного интеллекта может стать как наиболее позитивным, так и самым страшным фактором для человечества". Даже Илон Маск, который стремится сделать полеты на Марс реальными, наряду с другими экспертами призвал ввести мораторий на развитие нейросетей на полгода (на данный момент открытое письмо подписали более 33 тыс. пользователей). И действительно, бесконтрольное повсеместное внедрение нейросетей может нести в себе серьезные риски для общества и человечества. Причем некоторые негативные последствия можно отследить уже сейчас, когда система еще далека от совершенства. Например, с помощью дипфейков можно осуществлять политическое давление и манипуляции, как это было в ситуации со спикером Палаты представителей США Нэнси Пелоси в 2019 году. На появившемся в сети ​​​​​​видео политик разговаривает очень медленно, создавалось впечатление, что она пьяна. Через несколько дней оказалось, что скандальная запись — результат работы дипфейка.

В будущем же ИИ станет только совершенней, количество фактологических ошибок сократится, и чат-боты начнут лучше имитировать человеческие языки. Сейчас над собственными нейросетями работают гиганты индустрии, например Google выпускает собственный ИИ Gemini, который, по словам производителя, превзошел GPT 4 в 30 из 32 тестов. OpenAI также не отстает: ожидается, что в 2024 году компания выпустит следующее поколение своего чат-бота — GPT5. Отечественные программисты также активно работают над генеративными языковыми моделями, ориентированными на российских потребителей. Среди них выделяется YandexGPT 2: нейросеть способна стилизовать тексты под заданную пользователем аудиторию, пересказывать и анализировать загруженную информацию, отвечать на вопросы и объяснять непонятные темы. На фоне западных аналогов программа выделяется хорошим знанием русского языка: составленные ею предложения грамотные и естественные. 

По мнению известного американского изобретателя и футуролога Рэймонда Курцвейла, в 2029 году ИИ даже сможет пройти тест Тьюринга, после чего сознание машины станет неотличимым от человеческого. И несмотря на то что работа над ограничениями ИИ уже ведется, правительствам по всему миру необходимо больше времени, чтобы полностью обуздать технологию и обезопасить граждан. 

Мария Богрянова