Уникальные воспоминания сотрудника спецслужб о Гагарине

Для Самары - города, давшего старт ракете "Восток-1" и первым встретившего звездного первопроходца на Земле, 90-летие со дня рождения Юрия Гагарина - особая дата.

Уникальные воспоминания сотрудника спецслужб о Гагарине
© Российская Газета

Первый человек, "перепутавший" Самару и Саратов

В этой шутке волжан есть доля исторической правды. Дело в том, что приземление первого космонавта планеты было запланировано в районе одного их сел Куйбышевской (ныне Самарская) области. Но случилось так, что встреча "звездного" сына с Землей произошла в соседней Саратовской области. И дело тут конечно не в личных пристрастиях.

"Модуль состоит из двух частей - шарик спускаемый и пристыкованный к нему металлическими ремнями бытовой отсек. Когда корабль заходит в плотные слои атмосферы, из-за высокой температуры эти металлические ремни вместе с бытовкой сгорают, и шарик идет на посадку. Но в апреле 1961 года ремни перегорели на несколько секунд позже, и какое-то время корабль шел на посадку с большим ускорением, поэтому не долетел до цели", - объяснили специалисты.

"Из-за нештатной ситуации спускаемый аппарат приземлился в 110 километрах от расчетной точки, в Саратовской области, в районе города Энгельса. Тем не менее, когда Гагарин, доставленный в штаб ракетного дивизиона ПВО, по телефону связался с командиром дивизии, он просил передать главкому ВВС, что "приземлился в заданном районе, задачу выполнил, чувствует себя хорошо.

Здесь же он узнал о том, что министр обороны Малиновский присвоил ему внеочередное звание майора", - вспоминал инженер ракетно-космических войск Дмитрий Глотин, проработавший на куйбышевском космическом заводе "Прогресс" более 10 лет.

КГБ на страже космоса

Куйбышев для встречи и послеполетной реабилитации Юрия Гагарина выбрали по целому ряду причин. Во-первых, город находился близко от запланированных мест посадок первых космонавтов. Во-вторых, после 1958 года здесь часто бывал Главный конструктор ОКБ-1 Сергей Павлович Королев, который жил на обкомовских дачах и много раз проводил селекторные совещания с директорами заводов космического профиля по всему СССР.

Именно в Куйбышеве находилось предприятие (сейчас РКЦ "Прогресс"), на котором были изготовлены первые две ступени "гагаринской" ракеты "Восток-1". Поэтому в начале 60-х в Москве решили: раз у куйбышевцев есть опыт по оперативной защите ведущих космических предприятий, то и безопасность пребывания в городе первых космонавтов они тоже смогут обеспечить.

Вот что вспоминал почетный сотрудник ФСБ, полковник Сергей Хумарьян: "В апреле 1961 года я занимал должность старшего оперуполномоченного отдела контрразведки управления КГБ по Куйбышевской области. За несколько дней до 12 апреля из сотрудников нашего управления было создано несколько спецгрупп, в одну из них включили меня.

Задача звучала так: в ближайшее время быть готовым к выполнению всего необходимого комплекса оперативных и охранных мероприятий, связанных с освоением космоса. Более конкретно о характере предстоящего задания нам не говорили. Уровень этой государственной тайны был таков, что рядовые сотрудники КГБ допуска к ней не имели.

О том, что утром 12 апреля в космос полетел человек, я, как и подавляющее большинство советских людей, узнал из радиосообщения. Сейчас, когда речь заходит о той незабываемой весне, я вспоминаю ее с особым трепетом.

Атмосфера тех дней была совершенно удивительная, и настроение этой поры очень трудно передать словами - ее можно только прочувствовать. Лично для меня 12 апреля 1961 года ассоциируется с Днем Победы. Да это и была победа всей нашей страны, всего нашего народа, когда каждого советского человека переполняла гордость за свою Родину".

Первое выступление после приземления. Фото: СОГАСПИ

Обычный парень, борщ и бильярд

Сергей Георгиевич рассказал, что сам прилет Гагарина на заводской аэродром в Куйбышеве ему увидеть не довелось. "В этот момент я в составе своей группы находился на посту близ ставшего впоследствии всемирно известным "маленького домика на берегу Волги", который тогда был обкомовской дачей. Сотрудники управления КГБ уже знали, что именно в этот домик Гагарина скоро привезут для медицинского обследования и отдыха.

Первый космонавт нам невольно представлялся этаким бравым, бесстрашным, рослым офицером, которому все нипочем. А на самом деле мы увидели перед собой обычного парня небольшого роста, с простым лицом и широкой, открытой и благожелательной улыбкой".

Вскоре после приезда Юрия Гагарина на волжскую дачу для него был устроен обед, но вовсе не роскошный банкет, как можно прочитать в некоторых СМИ. По свидетельству очевидцев, это был простой русский стол, с первым, вторым и третьим блюдами.

"Кажется, на первое у Гагарина тогда был борщ, остальные же блюда я сейчас уже не помню. Еще мне запомнилось, как после медицинских обследований он периодически спускался в бильярдную и играл за одним из столов", - вспоминает Хумарьян.

Кстати, газеты той поры, в целях безопасности, писали, что Гагарин находился "в одном из городов на Волге".

Немного леса и коварные Жигулевские горы

Лазоревый комбинезон, кожаный летный шлем с длинными ушами и фирменная улыбка, которую до сих пор помнит весь мир. Таким Юрий Гагарин сошел с трапа самолета на заводском аэродроме в Куйбышеве накануне исторического полета.

"Мы все поехали на берег Волги, в стоявший на отлете домик. Там я принял душ, пообедал и поужинал сразу, на этот раз по-зимнему, с хорошим земным аппетитом. После небольшой прогулки вдоль Волги, полюбовавшись золотисто-светлым небом заката, мы поиграли с Германом Титовым на бильярде и, закончив этот удивительный в нашей жизни день - 12 апреля 1961 года, - улеглись в постели, а через несколько минут уже спали так же безмятежно, как накануне полета", - вспоминал Гагарин в своей книге "Дорога в космос".

Кстати, о том, что Куйбышев стал первым городом Земли, принявшим первого космонавта, знают все. А о факте пребывании здесь Гагарина до его "звездного" старта известно мало. Но именно в марте того же года он приехал сюда вместе с группой космонавтов первого отряда, чтобы осмотреть территории планируемого приземлений.

"16 марта 1961 года, Куйбышев. Тремя самолетами ИЛ-14 в 6:00 московского времени вылетели на старт. Один самолет полетел прям на "Зарю" - будущий космодром Байконур - а два самолета сели в Куйбышеве, - описывал визит летчик, Герой СССР Николай Каманин в своих дневниках.

- На аэродроме Смышляевка воды по колено, ходить трудно, рулить еще труднее, отвратительно организован отдых, облетели район штатного приземления корабля и космонавтов. На самолете со мной были Гагарин, Нелюбов и Попович. С генералом Горегляд летели Титов, Быковский, Николаев.

Район всем понравился. В основном, хорошо заснеженные поля, все водоемы подо льдом, очень немного леса на севере и коварные для парашютистов и средств поиска Жигулевские горы".

До космического старта оставалось меньше месяца. Шестеро космонавтов жили в санатории "Волга", спали в одной большой комнате, гуляли вдоль зимней реки, играли на бильярде, в пинг-понг и шахматы. Все были бодры, веселы, и только кандидат на первый полет иногда был молчаливее других.

Возможно потому, что 7 марта у него родилась вторая дочь и только накануне он привез жену из больницы. Думая о космосе, Юрий Алексеевич всегда думал и о тех, кого оставит на Земле.