Войти в почту

Академик Андрей Рудской - о регулировании нейросетей и новом отделении РАН

Новое отделение Российской академии наук должно объединить усилия почти 200 членкорров, академиков РАН, а также петербургских промышленников, чтобы вместе работать над программами развития не только региона, но и всей страны.

Академик Андрей Рудской - о регулировании нейросетей и новом отделении РАН
© Российская Газета

Распоряжение правительства России о создании Санкт-Петербургского отделения РАН подписано в мае 2023 года. А в конце октября прошло первое общее собрание, где завершилось его формирование. Создавая структуру организации, здесь пошли нетрадиционным путем, рассказал "РГ" председатель отделения, академик РАН Андрей Рудской.

Андрей Иванович, у РАН было три региональных отделения: Дальневосточное, Сибирское и Уральское. Почему новое создали именно в Петербурге, и в чем его отличие от других?

Андрей Рудской: При организации других отделений речь шла прежде всего о развитии регионов, для которых нужны не только промышленность, но и наука, образование. В Петербурге весь потенциал уже есть.

В городе насчитывается почти двести членов-корреспондентов и академиков РАН. Мы должны объединить их усилия. И это гораздо эффективнее делать на месте, а не из Москвы.

Мы хотим консолидировать интеллектуальный потенциал петербургских ученых, чтобы они вместе с предприятиями и правительством города работали над программами развития. Объединить академическое и промышленное сообщества - наша миссия. Мы намерены не витать в облаках, а вносить свой вклад в обеспечение технологического суверенитета страны.

А в целом, как и у всей академии, у нас триединая задача: популяризация науки, международная деятельность и экспертиза научных проектов.

Вы сказали, что при создании структуры отделения пошли нетрадиционным путем. Это как?

Андрей Рудской: У нас не тематические отделения, как в классической академии, а объединенные научные советы с лидерами направлений.

Так, совет по естественным наукам возглавляет директор знаменитого "физтеха" Сергей Иванов. За прикладные науки и технологическое развитие отвечает научный руководитель Центрального НИИ "Электроприбор", Герой труда Владимир Пешехонов. За социальные и гуманитарные - директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. И так далее. В этой структуре должен хорошо работать принцип междисциплинарности.

Благодаря совместной работе ученых и медиков женщина после пяти лет жизни в инвалидной коляске теперь ходит, лишь слегка опираясь на трость

Ученые - люди самостоятельные, а порой амбициозные. Сложно будет их объединить.

Андрей Рудской: Считаю, нас уже объединяют любовь к Петербургу, совместные исследования для создания наукоемких продуктов и опять же междисциплинарность.

Приведу пример: наш Политехнический университет совместно с медцентрами уже разработал технологию создания суставов путем обратного сканирования на основе 3D-модели. Выращиваем зеркальное отображение необходимого участка - и остается его только закрепить, как лего. В результате женщина, которая после аварии пять лет провела в инвалидной коляске, отлично ходит, лишь слегка опираясь на трость. К таким результатам приводит именно совместная работа.

На одной из пресс-конференций вы сказали, что интеграция науки и промышленности позволит в кратчайшие сроки создать глобально конкурентоспособную продукцию нового поколения. Что это за продукция?

Андрей Рудской: Приведу в пример один из самых успешных проектов 2023 года, признанный на федеральном уровне, - создание газовых турбин большой мощности для энергетики. Это одна из отраслей, где мы очень зависим от импорта комплектующих. Теперь такие турбины выпускают в Петербурге на "Силовых машинах".

В сложной ситуации находится отечественная микроэлектроника. В петербургском Политехе разработали технологический комплекс, на котором создаются наноструктуры для различного микроэлектронного оборудования. Он заменяет импортные аналоги.

И таких актуальных направлений много: беспилотники, судостроение, биомедицина, приборостроение и так далее. В Петербурге есть все возможности для создания конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям времени.

Как вы считаете, надо регулировать развития нейросетей? Если да, то каким образом?

Андрей Рудской: Прежде всего отмечу, что искусственный интеллект в его классическом понимании - определение будущего. Мы пока используем, скорее, интеллектуальных помощников. Сто лет назад та или иная инженерная задача решалась десятилетиями. Сегодня речь идет о годах, месяцах, а порой даже часах.

Гениальному конструктору, исследователю необходим инструмент, который поможет быстрее воплотить его идеи, минуя технические сложности. Цифровое проектирование, моделирование, специальный софт позволяют оптимизировать эти задачи. Поэтому искусственный интеллект обязательно будет развиваться.

А поскольку это самообучающиеся системы, способные принимать те или иные решения, их надо регулировать. Причем не только в законодательном, но и моральном, этическом, психологическом аспектах.

Каким будет для Санкт-Петербургского отделения, по сути, первый год работы, который совпал с 300-летием РАН?

Андрей Рудской: Это год становления отделения, четкого определения задач и поиска партнеров.

Наш город - колыбель РАН, она находилась здесь 196 лет. Создание ее Санкт-Петербургского отделения - историческое событие для российской науки, важная веха в развитии и реформировании РАН. Мы шли к этому десять лет. Инициатором открытия представительства был Жорес Алферов.

А важнейшим событием года станет для нас заседание Совета при президенте РФ по науке и образованию и президиума РАН. Оно состоится в Петербурге в Дни науки, в конце июня. Оно пройдет в нашем доме - прекрасном здании на Университетской набережной, переданном отделению в оперативное управление.