Музей народной архитектуры и городского быта Гюмри отмечает 40-летие

Самый известный в Гюмри Музей народной архитектуры и городского быта отмечает 40-летие. Он расположен в бывшем особняке купеческой семьи. В фондах около 2,5 тысячи экспонатов эпохи Александрополя – так назывался в XIX веке этот город, сообщает корреспондент «МИР 24» Армен Осипянц.

Музей народной архитектуры и городского быта Гюмри отмечает 40-летие
© Мир24

Здание музея – историко-архитектурный памятник. В 1872 году особняк из красного и черного туфа, с резными балконами и коваными воротами построил купец и промышленник Петрос Дзитохцян. В одной части дома жили хозяева, другую сдавали в аренду. Во время геноцида армян половина здания стала приютом для спасшихся детей. В советское время там размещались милиция и райком партии, а в 1984 году здесь открыли музей.

«В наших фондах около 2,5 тысячи экспонатов. Музей – одна из визитных карточек Гюмри, к нам приезжают из разных областей Армении и многих стран зарубежья. Посетителей становится все больше, в прошлом году нас посетили около 25 тысяч человек», – отметила директор музея народной архитектуры и городского быта Гюмри Ани Назарян.

В музее представлена история важной для города эпохи: с середины XIX века до начала ХХ. Каждый выставочный зал тематический. Например, ковроткачество: оригинальные «карпеты», прялка и веретено. В соседнем зале инструменты и продукция мастеров сапожного и портняжного дела. В Александрополе, так ранее назывался Гюмри, обувь шили из бычьей и овечьей кожи, а одежду – из шерстяной, хлопчатой и шелковой тканей. Наряду с национальными «таразами» шили и европейский костюм.

«Вот здесь интересные два экспоната – табакерки нюхательные, это тонкая работа, называется филигрань. Эту тонкую проволоку получали проведением через вальц, потом она становилась тоньше, и получали различные украшения», – рассказал старейший сотрудник музея народной архитектуры и городского быта Гюмри Аршак Манукян.

В середине XIX века Александрополь – центр ремесел. Одним из самых развитых и распространенных было ювелирное дело. В экспозиции серебряные мужские пояса, женские браслеты и ожерелья. Красотой и оригинальностью они славились по всему Кавказу.

Аршак Манукян работает в музее со дня его открытия. За эти годы он и его коллеги преодолели много трудностей и сумели сохранить историко-культурное наследие.

«Много перипетий было: развал СССР, землетрясение и поэтому очень трудно было сохранить музей. Набеги бизнесменов, галерейщиков, хотели часть музея захватить. Здесь жило около 20 семей, которые потеряли свой кров. Мы экспонаты быстро вывезли в Национальный музей этнографии Армении, поэтому ничего не потеряли», – отметил Аршак Манукян.

Особая гордость музея – диорама Александрополя с самым оживленным районом старого города. «В центре рынок, который располагался на территории нынешней главной площади Гюмри. Видны все семь церквей города: армянские, русская, греческая, католическая. На заднем плане первый госуниверситет Армении, неподалеку женская гимназия. Видны также улицы кузнецов, литейщиков, мясников», – рассказала главный хранитель фондов музея народной архитектуры и городского быта Гюмри Анаит Минасян.

Вторая часть музея воссоздает быт горожан. В таком двухкомнатном доме жил средний класс. В гостиной-столовой – умывальник, тахта, стол, стулья, сервант с посудой, среди которой «мушурба» – гюмрийский кувшинчик специальной конструкции: когда из него пьют воду, он издает булькающие звуки. А вот богатые горожане жили в больших домах, обставленных европейской мебелью.

«Состоятельные горожане украшали дома картинами, антикварными часами, здесь же одно из старейших зеркал города, которому 150 лет. Оно отделано серебром», – рассказала замдиректора музея народной архитектуры и городского быта Гюмри Кристине Погосян.

Из личных вещей бывших владельцев особняка сохранились лишь фотография главы семейства с женой и альбом их дочери. Они покинули город в 1918 году, но благодаря им богатое наследие Александрополя сохраняется по сей день, а сами гюмрийцы до сих пор музей называют домом Дзитохцянов.