Проект самолета SSJ-100 стал важной вехой в истории современной российской авиации. Вместе с тем, самолет нельзя назвать старым, но и новейшим он уже не является. Чтобы лайнер не устарел в ближайшее десятилетие и стал более востребованным, необходимо создание новых, более эффективных модификаций, фактически — нового поколения в семействе. Именно это сейчас является целью работ по модернизации самолета до версии SSJ-New.

«Сухое» семейство
© Гражданская авиация

Базовая версия лайнера SSJ-100, несмотря на ряд преимуществ, таких как низкий топливный расход и хорошие летные данные, не завоевала ощутимой популярности на мировой арене по ряду причин. Среди них, например, неизвестность разработчика на мировой арене: да, истребители «Сухого» знают во всем мире, но гражданские самолеты «Сухого» — совсем еще молодое направление. Другие причины — это и наличие неслабых конкурентов в виде линейки Embraer E-jet (Е-170/-175/-190/-195), и серьезные проблемы со сроком службы двигателей, поставкой запчастей и в целом системой послепродажного обслуживания, которая сильно подорвала рейтинг лайнера. Отметим, что в последние годы ОАК принимаются радикальные меры для устранения накопившихся проблем с послепродажным обслуживанием (ППО) самолета. Именно плохое ППО стало первопричиной многих сложностей для проекта, однако просто наладка системы поставки запчастей не поможет дать лайнеру новую жизнь, ведь спустя два десятка лет после начала разработки SSJ-100 уже не обладает ­какими-либо действительно выдающимися характеристиками в сравнении с новейшими конкурентами.

К 2023 ГОДУ ОБЪЕДИНЕННАЯ АВИАСТРОИТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ ПЛАНИРУЕТ СОЗДАТЬ САМОЛЕТ SUKHOI SUPERJET NEW — ЭТО БУДЕТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕННАЯ ВЕРСИЯ БЛИЖНЕМАГИСТРАЛЬНОГО SUKHOI SUPERJET 100, ЕДИНСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО РЕАКТИВНОГО ЛАЙНЕРА, СОЗДАННОГО РОССИЙСКИМ АВИАПРОМОМ. РАЗРАБОТКА SSJ NEW ОБОЙДЕТСЯВ 120–130 МЛРД РУБЛЕЙ

Тем не менее SSJ — все еще современный лайнер, имеющий ряд положительных сторон. При качественном техническом обслуживании и своевременной поставке запчастей он становится высокоэффективным продуктом, что подтверждается, например, положительным опытом авиакомпании «Азимут». Учитывая эти факторы, было бы неразумно свернуть проект первого российского гражданского лайнера. Вместе с тем, вдохнуть в этот проект новую жизнь тоже непросто: ОАК предпринимает масштабные меры для устранения проблем с ППО, однако, как сказано выше, это лишь улучшает ситуацию для текущих эксплуатантов. Чтобы позволить лайнеру родиться заново, корпорация работает над новым поколением самолета, лайнером SSJ-New.

Еще не так давно в СМИ встречались весьма противоречивые данные по этому проекту. Одни утверждали о создании уменьшенной до 75 мест версии самолета SSJ-100, другие — о том, что в новом лайнере помимо прочего увеличат долю отечественных комплектующих, третьи — подтвер­ждали информацию по импортозамещению агрегатов самолета, но утверждали, что размерность новой модификации лайнера сохранится на прежнем уровне в 100 пассажиров. Во многом такая ситуация сложилась потому, что авиастроительная корпорация уже в ходе работ пересмотрела отношение к новой модификация лайнера.

ГСС ПЕРЕНАПРАВИЛО СИЛЫ НА РАЗРАБОТКУ «РУСИФИЦИРОВАННОЙ» ВЕРСИИ СУПЕРДЖЕТА ВМЕСТО СОЗДАНИЯ НА ЕГО БАЗЕ УКОРОЧЕННОГО ЛАЙНЕРА НА 75 ПАССАЖИРОВ. В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭТУ РАБОТУ ВЕДЕТ «ИРКУТ», В СОСТАВ КОТОРОГО НЕ ТАК ДАВНО ВОШЕЛ И САМ РАЗРАБОТЧИК SSJ

Нужно сказать, что возможность создания ряда лайнеров на базе SSJ выдвигалась с самого старта проекта — еще в первоначальных планах компании ГСС («Гражданские самолеты Сухого») в начале 2000-х рассматривалась возможность создания семейства из нескольких лайнеров RRJ-60/-75/-95 с соответствующими вместимостями. Модель RRJ-75 должна была стать базовой в семействе, две остальные — укороченная и удлиненная модификации. Уже в ходе разработки лайнер получил новое название — SSJ, а производственные планы были скорректированы в сторону увеличения вместимости, и теперь уже модель SSJ-100 (бывшая RRJ-95) стала основной в семействе. Впоследствии неодно­кратно всплывала в СМИ информация о возможности создания на ее базе моделей SSJ-75 и SSJ-100SV на 75 и 130 пассажиров соответственно, однако по ряду причин эти планы не были воплощены в жизнь, и SSJ-100 вместе с более дальнобойной версией SSJ-100LR так и остались единственными реализованными по сей день.Со временем тема создания SSJ-75 и SSJ-100SV отошла на второй план, и появившаяся в 2018 году новость о разработке новой модификации лайнера стала неожиданностью. Крупная российских авиакомпания S7 подписала контракт на поставку 75 самолетов в модификации SSJ-75, которую производителю еще только предстояло создать к 2022 году. Но и этим планам не суждено было сбыться: в 2019 году подтвердилась информация о том, что производитель отложил создание 75-местной версии лайнера в пользу создания модернизированного самолета SSJ-New, фактически — нового поколения лайнера SSJ-100 с отечественными системами, двигателями ПД-8 и новым компо-зитным крылом. Отказ от создания заказанного перевозчиком самолета вместимостью в 75 мест в пользу разработки максимально импортозамещенной версии вызвал ряд споров, однако такое решение имеет под собой веские причины.Достаточно вспомнить, что в 2018 году был введен ряд санкционных мер против российского авиапрома. Чего только стоит одна лишь ситуация с наложением запрета на поставки в Россию материала для композитного крыла МС-21, ставшая очень резонансной и одновременно очень показательной для всей отечественной авиапромышленности — иностранные санкции ударили по одному из самых уязвимых мест проекта. В случае с МС-21 проблему с материалами для крыла удалось, по-видимому, успешно решить, однако у SSJ таких «дыр» в безопасности заметно больше. Многие системы и агрегаты самолета поставляются иностранными компаниями и не имеют пока современных отечественных альтернатив. Это означает, что в случае введения масштабных санкций против проекта, производитель столкнулcя бы с серьезными проблемами, ограничения с поставкой комплектующих для SSJ-100 вызвали бы, вероятно, не только приостановку производства новых лайнеров, но и сложности с обслуживанием уже построенных.Тема импортозамещения для нашего лайнера не нова: SSJ-100 достаточно давно подвергается обширной критике из-за большого числа иностранных агрегатов, однако изначально установка на российский ближнемагистральный самолет такого большого числа зарубежных частей была оправдана. В те годы, когда создавался SSJ, отечественной промышленности было не под силу относительно недорого и в разумные сроки создать для нового самолета полный комплект современного оборудования, отвечающего передовым мировым стандартам. Да и принципы глобализации, равноправного международного партнерства в создании современной техники десятилетия назад казались нерушимыми. Тем не менее акты санкционного давления дали понять: если происходят такие нападки на флагманский отечественный проект МС-21, то нет гарантий, что не будет принято в будущем решение о прекращении поставок ряда критически важных компонентов и для SSJ-100.Такого развития событий руководство государства и отрасли принципиально не могло допустить. В результате, ГСС перенаправило силы на разработку «русифицированной» версии суперджета вместо создания на его базе укороченного лайнера на 75 пассажиров. В настоящее время эту работу ведет «Иркут», в состав которого не так давно вошел разработчик SSJ — ГСС. Фактически модернизацией самолета SSJ-100 до версии SSJ-New занимается та же компания, что создала новый МС-21. В ее задачи сейчас входит в том числе и создание нового композитного крыла для обновленного лайнера, что, кстати, вызывает ряд вопросов.Действительно, создание «черного» крыла — непростая и недешевая задача, однако необходимость такой работы продиктована требованием к конкурентоспособности нового самолета: вспомним, что, когда SSJ только появился на свет, по характеристикам он несколько превосходил своего основного конкурента — лайнер E-190 от Embraer, однако на международном рынке популярности не приобрел. В результате большая часть произведенных SSJ-100 была поставлена российским авиакомпаниям. В этом случае неизбежна ситуация, когда внутренний рынок будет полностью насыщен лайнерами такого класса, и для продолжения выпуска станут необходимы крупные контракты с иностранными эксплуатантами. Выживание проекта в такой ситуации возможно только в случае успешной конкуренции с лайнерами других производителей, которые за прошедшую дюжину лет шагнули вперед по своим характеристикам.Другое значимое изменение — установка вместо российско-французской турбины Sam146 нового отечественного двигателя ПД-8, создаваемого сейчас на основе технологий, полученных при проектировании двигателя ПД-14. По планам, новый двигатель для SSJ-New и Бе-200 получит сертификат типа уже в 2023 году. Это весьма оптимистичные сроки, впрочем, эту ситуацию можно считать свое­образным маркером: если разработчик ПД-14, как и заявлял, действительно создал не просто отдельный двигатель, а высокоэффективный газогенератор для целого семейства силовых установок разной тяги, то создавать ПД-8 приходится не с нуля, а с огромного задела, что должно позволить завершить работы в объявленные сроки. Еще один плюс такого решения — возможность опередить Sam146 по характеристикам, ведь тот создавался как промежуточное звено между уже не самым молодым Sfm56 и новейшим Sfm Leap, тогда как ПД-8 целиком создается на базе современно-го ПД-14. Это, наравне с композитным крылом, также должно улучшить характеристики обновленного лайнера.Наконец, стоит отметить, что в последнее время стали вновь появляться новости о создании семейства лайнеров. Так, стало известно, что ОАК рассматривает возможность разработки увеличенной версии самолета, изучаются различные варианты размерности: на 115, 120, 125, 130 и 140 мест в одноклассной компоновке. Очевидно, что в условиях создания нового, более эффективного поколения в виде лайнера SSJ-New речь идет о создании увеличенного самолета именно на его базе. Не стоит также забывать о том, что от разработки SSJ-75 производитель не отказался, а лишь перенес ее на более дальний срок — после окончания работ по SSJ-New. Очевидно, речь также идет о создании лайнера на базе SSJ-New. Пока это лишь проработки, исследования и предложения, однако вероятность их реализации высока — по такому пути уже давно движутся все мировые авиапроизводители, и сама ОАК — не исключение, яркий пример тому — семейство МС-21 с делением на модификации –200 и –300. С учетом того, что этот лайнер, так же как и создаваемый SSJ-New, находится под крылом корпорации «Иркут», мы получаем в перспективе крупнейшее семейство современных самолетов с вместимостями от 75 до 211 пассажиров, которое в будущем может быть дополнено еще более вместительными российско-китайскими широкофюзеляжными лайнерами CR-929.

Текст: Дмитрий Гайдай