Доверяй, но проверяй
Специалисты подошли к делу со всей серьезностью: посчитали частоту употребления этого слова в русскоязычном интернете, опросили экспертов. Из них 75 процентов согласились, что «нейросеть» — самое актуальное понятие. И возразить нечего: генеративные нейросети твердо шагнули в нашу повседневность, они помогают создавать картинки на любую заданную тему, редактировать фотографии, сочинять тексты — даже довольно трудоемкие. В начале прошлого года разразилась сенсация. Ловкий студент РГГУ по имени Александр Жадан защитил диплом, от первой до последней буквы состряпанный искусственным разумом. Проверка «синтетического» текста на плагиат показала 92 процента уникальности. Ученый совет оценил работу «удовлетворительно», отметив, что местами хромает композиция. И тем не менее к юноше за опытом потянулись студенты и преподаватели, всем понравился аттракцион с дипломом.
Сегодня нейросеть по-трудилась на троечку, а завтра — как знать! С генерацией изображений, надо признать, искусственный разум справляется тоже довольно бойко. Автор этих строк зарегистрировалась в одной из нейросетей и уже создала небольшую картинную галерею у себя на страничке. Например, по моему заданию программа нарисовала очень эффектного «Деда Мороза в стиле киберпанк». Наша с нейросетью продукция довольно популярна у других пользователей: у меня уже больше пяти сотен лайков и целых 80 подписчиков. Пока эта сеть еще молодая и бестолковая: у персонажей на картинках зачастую по семь пальцев, у птиц — по четыре крыла. На запрос «Виды Москвы» сетка выдала картинку Красной площади без мавзолея. Однако дизайнер «Вечерней Москвы» Виктор Егоров, который пользуется профессиональными, «высоколобыми» нейросетями, создал вот такое роскошное изображение — хоть в гостиной на стену вешай! Хотя… пока у искусственного интеллекта полно недостатков, которые признают разработчики даже самых умных нейросетей.
Например, когда электронному разуму не хватает сведений по заданной теме, он их сочиняет — причем весьма правдоподобно: ссылается на результаты несуществующих исследований, проведенных учеными, которых никогда не было на свете. Этот, довольно опасный, феномен уже получил название «галлюцинации». И именно глагол hallucinate (галлюцинировать) стал сегодня «словом года» в версии Кембриджского словаря английского языка. Очевидно, что нейросетям пока нужен глаз да глаз — чтобы не наболтали чепухи. Серьезные научные работы, в общем, лучше мы будем писать сами.