Hyperloop Илона Маска прекращает свою деятельность
Проект Hyperloop One новаторской системы транспорта, способной перемещать пассажиров и грузы с очень высокой скоростью внутри труб с низким давлением, был предложен десять лет назад Илоном Маском. Главным инвестором с 2017 года выступал Ричард Брэнсон и его компания Virgin Group. Проект окончательно прекращает свою деятельность, по данным Bloomberg, 31 декабря.
Большинство активов компании, которая в последнее время называлась Virgin Hyperloop, включая тестовую трассу рядом с Лас-Вегасом, будут проданы, а интеллектуальная собственность перейдет к оператору порта в Дубае — Dubai Ports World. Он является одной из крупнейших мировых портовых компаний со штаб-квартирой в Дубае. Однако возможность того, что этот проект будет реализован именно в Эмиратах, пока что находится лишь на уровне слухов — никакой конкретной информации об этом нет. Продолжает инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета Сергей Суверов:
Сергей Суверов инвестиционный стратег УК «Арикапитал», доцент Финансового университета «Проблема не столько в финансировании, сколько в технологиях. За это время так и не удалось продвинуться в создании скоростных вакуумных поездов, которые не вызывали бы нарекания, в том числе с точки зрения безопасности. Кроме того, так и не удалось заключить контракты с региональными органами власти на строительство этих магистралей, потому что власти опасаются последствий. Проблемы скорее бюрократические и технологические, но сама идея по-прежнему актуальна в умах инженеров и ученых. Я думаю, проект еще будет реанимирован в других странах — возможно, в Европе, в Китае».
С момента своего основания в 2014 году проект Hyperloop претерпел несколько изменений, а после прихода Ричарда Брэнсона, который, по неподтвержденной информации, вложил в него несколько сотен миллионов долларов, после 2017 году постепенно сменил концепцию с пассажиров на грузоперевозки. Однако после 2018 года, когда Брэнсон после убийства журналиста Джамаля Хашогги начал резко критиковать Саудовскую Аравию, компания потеряла финансирование от этой страны. Но, по мнению многих экспертов, реализации проекта в Штатах помешал в первую очередь не недостаток финансирования, а бюрократические сложности и нежелание местных властей того, чтобы потенциально небезопасная трасса, которая должна быть прямой, как стрела, проходила именно через их территории.
В проекте было слишком много неизвестных, указывает независимый финансовый эксперт и инвестор Максим Ульянов:
Максим Ульянов независимый финансовый эксперт и инвестор «С точки зрения инновационности он, конечно, впечатлял, но с точки зрения того, насколько это целесообразно с экономической точки зрения, это было изначально под вопросом. Это что-то из серии сверхзвуковых перелетов. Это классно, очень много времени экономит, но экономически пока нежизнеспособно. Когда были расчеты даже для Лос-Анджелеса, капиталовложения в несколько миллиардов долларов, не было четкого понимания, насколько люди будут готовы платить деньги за экономию даже существенного времени».
Окончание именно проекта Hyperloop почти всеми специалистами расценивается не как крах идеи, а именно как просчеты в ее коммерциализации и свидетельство трудностей в реализации подобных амбициозных инновационных технологических проектов. Учитывая, что сама концепция продолжает привлекать внимание других компаний и исследовательских групп, текущее закрытие проекта можно рассматривать скорее как временные трудности и необходимость изменения стратегии.
В частности, много разговоров сейчас идет о развитии Китаем родственной технологии ультраскоростных поездов на магнитной левитации, которые уже принято сокращенно называть маглев. Сообщается о работах по созданию экспериментального участка подобной линии в районе Харбина, скорость движения по которой составит от 1000 километров в час.