Участники экспериментальных правовых режимов будут страховать ущерб от искусственного интеллекта
Механизм, который обеспечит компенсацию вреда, причиненного в результате применения технологий ИИ в рамках экспериментальных правовых режимов, разработало Министерство экономического развития РФ.
"Законопроект внесен в Государственную Думу 15 декабря 2023 г., рассчитываем на его успешное рассмотрение в 2024 г.", - сообщила пресс-служба Минэкономразвития корреспонденту ComNews.
"Правительство уделяет особое внимание внедрению цифровых инноваций. Речь идет о применении особого механизма для их участников - так называемых регуляторных песочницах. Этот механизм помогает крупному, малому и среднему бизнесу, индивидуальным предпринимателям снижать издержки и способствует запуску передовых проектов в самых разных сферах. Например, только в рамках развития беспилотного транспорта по трассе М-11 "Нева" перевезено 10 тыс. тонн грузов. Пройдено более 600 тыс.км. Беспилотное такси совершило свыше 12 тыс. поездок", - отметил председатель правительства РФ Михаил Мишустин, добавив, что принятое решение упрощает доступ предпринимателей к таким программам.
Министр экономического развития Максим Решетников отметил, что практически в два раза сокращаются минимальные сроки установления ЭПР: "Это поможет существенно ускорить процесс на определенных этапах. Также учитываем опыт и предложения более 90 компаний - участников действующих ЭПР и сокращаем количество необходимых документов".
По данным Минэкономразвития, изменения в закон также включают порядок страхования участниками ЭПР гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в результате использования решений, созданных с применением ИИ, и, кроме того, появятся нормы об указании в ЭПР порядка использования и защиты технологий, разработанных с применением ИИ, - для этого в законопроект вводится обязанность субъектов ЭПР вести реестры, где будут отражены зоны ответственности сотрудников и лиц, использующих и работающих с ИИ, с уточнением суммы страхования, а также сведения о созданных при реализации ЭПР технологиях. Каждый случай причинения вреда технологией ИИ, по данным Минэкономразвития, будет рассматривать специальная комиссия.
https://www.comnews.ru/content/222591/2022-10-13/2022-w41/uchastnikov-epr-obyazhut-strakhovatsya-i-poluchat-licenzii
Экспериментальный правовой режим не отменяет положения Гражданского кодекса
ИИ как один из видов технологий не может нести ответственность за поступки - за его действия отвечает разработчик, владелец или пользователь системы. "Разработкой и программированием нейросетей занимаются десятки разработчиков. В этом случае найти ответственного за работу ИИ становится невозможно. Также создатели систем не отвечают за ущерб и не возмещают убытки, возникшие при их использовании. Чаще всего ответственность ложится на пользователя, если он распространяет результаты работы ИИ, нарушающие законы России", - сообщил основатель и продюсер АО "Роббо" Павел Фролов.
Алексей Самыгин, старший юрист ООО "НЦИК" (Национальный центр интеллектуального капитала), отметил, что законопроект не содержит положений, определяющих конкретных ответственных за причинение вреда, но в предложенной ст.181 законопроект предусматривает досудебный порядок рассмотрения случаев причинения вреда специальной комиссией.
"ФЗ "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций" не может влиять на правила определения ответственности за причинение вреда ни в текущей редакции, ни в случае принятия предложенных изменений. Ответственность за причинение вреда наступает согласно условиям Гражданского кодекса, и если в будущем по итогам реализации программ экспериментальных правовых режимов будут выработаны приемлемые подходы к определению гражданской ответственности, отличные от тех, что зафиксированы в ГК, то потребуется изменение непосредственно Гражданского кодекса", - объяснил Виктор Рыков, адвокат коллегии адвокатов Pen & Paper.
https://www.comnews.ru/content/208233/2020-07-23/2020-w30/pesochnicy-prinyala-gosduma
"Ранее было общее правило, что ответственность за имущество - в широком смысле - несет его собственник/владелец, соответственно, если оно причинило вред, то такое лицо и будет отвечать. Поправки не регулируют вопрос, кто несет ответственность, а скорее просто говорят, что при разбирательстве - судебном или административном - могут еще использоваться результаты расследования специальной комиссии. Что касается практики, то на данный момент отсутствует сложившаяся практика по такого рода кейсам, поэтому пока сложно сказать о ней", - добавил Иван Кайсаров, руководитель практики интеллектуальной собственности Versus.legal.
Страхование гражданской ответственности
Как объясняет Иван Кайсаров, есть определенные виды ответственности, которые подлежат страхованию по закону, - например, ответственность нотариуса либо обязательное страхование отдельных опасных промышленных объектов. "Опыт такого рода страхования уже есть, и такой подход - логичный", - отметил он.
"Страховые компании будут страховать гражданскую ответственность участников ЭПР. Законопроект ясно говорит об этом в предложенном подпункте 132 п.5 ст.10. Такая страховка покроет риск причинения вреда жизни, здоровью или имуществу лица, пострадавшего от технического решения, созданного с помощью технологии искусственного интеллекта. При этом в соответствии с предложенной нормой требования к условиям страхования, в том числе к минимальному размеру страховой суммы, перечню рисков и страховых случаев, должны содержаться в программе ЭПР", - сообщил Алексей Самыгин.
По мнению Алексея Самыгина, поправки направлены на скорейшее возмещение этого вреда - на это указывает и обязательное страхование гражданской ответственности, и специальный порядок рассмотрения случаев причинения вреда, который предполагается более быстрым, нежели судебный порядок.
"Законопроект лишь сообщает, что положения о страховании при использовании ИИ становятся частью пакета документов, необходимого для установления ЭПР. Следовательно, правительству и представителям индустрии предстоит выработать приемлемые правила страхования. Такие правила будут существенно отличаться в зависимости от сектора использования ИИ", - считает адвокат Виктор Рыков.
По мнению Виктора Рыкова, представителям бизнеса нужно больше предсказуемости при инвестициях в инновации, и, если возможна работа с новыми технологиями в контролируемых условиях, с понятным распределением ответственности за негативные последствия, это может быть полезно бизнесу. "Все будет зависеть не от условий закона об ЭПР, а от условий конкретных программ, которые будут непосредственно регулировать деятельность компаний, занимающихся развитием ИИ", - добавил он.