Кабмин упрощает доступ бизнеса к «цифровым песочницам»
Правительство внесло в Госдуму законопроект, который серьезно упрощает доступ бизнеса к механизму экспериментальных правовых режимов (ЭПР), или так называемых цифровых песочниц.
Предлагается сократить срок рассмотрения заявок на участие в ЭПР исполнительным органом власти с 25 до десяти рабочих дней. Изменения в закон также включают порядок страхования участниками ЭПР своей гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц в результате использования решений, созданных с применением искусственного интеллекта.
Что такое экспериментальные правовые режимы и чем они хороши для бизнеса? Комментирует директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития РФ Владимир Волошин:
— Что это такое? Это на определенной территории на определенное количество времени, для определенных экспериментов и компаний, которые входят в эксперимент, устанавливается постановлением правительства программа ЭПР. По этим программам, сейчас их 12, происходит апробация беспилотников воздушных, наземных, несколько экспериментов в медицине, эксперимент с цифровизацией госуслуг. В работе находятся еще более 50 экспериментов. Тот опыт, который мы наработали за последние полтора года, направлен на то, чтобы все этапы установления сократить. То есть мы планируем, что теперь, во-первых, компаниям-инициаторам меньше нужно будет собирать бумаг, во-вторых, сама процедура рассмотрения будет значительно ускорена.
— В чем именно бизнесу станет легче?
— Когда сейчас возникает необходимость по апробации той или иной технологии, у компаний-инициаторов бывает такое, что они не могут ее апробировать, потому что есть запрет законодательства. Чтобы преодолеть этот запрет, нужно менять законодательство. Это занимает полтора-два года, и когда через полтора-два года все-таки закон принимается, он уже настолько сильно изменился, что та суть, которая была нужна для технологии, уже потерялась. В итоге инновация не апробирована, результат не достигнут. Наш механизм совершенно иначе действует. Обращение поступает в Минэкономразвития, и мы уже как координирующий орган ответственны за то, чтобы это инициативное предложение проработать со всеми согласующими [инстанциями]. У нас хороший пример — это ЭПР по телемедицине, когда мы уже подошли к этапу утверждения, у нас уже было 28 компаний, буквально за несколько дней количество компаний увеличилось кратно.
— В релизе упомянута такая интересная вещь, как «режим страхования вреда», который может нести искусственный интеллект. Это что такое и какое отношение имеет к ЭПР?
— Мы выработали определенный подход, он связан с тем, что мы при установлении эксперимента, где будет задействован искусственный интеллект, должны будем специальным образом зафиксировать участников и их роли, с тем чтобы в случае, если потребуется определение ответственности, кто участвовал в каких именно ролях, это можно было бы сделать. Этот подход позволит в момент, когда потребуется такой анализ, получить все необходимые данные максимально быстро и потом уже их использовать по тем процедурам расследования, которые сейчас применяются по тем или иным отраслям.
Сейчас страхование рисков в экспериментальных правовых режимах носит добровольный характер.
Документ размещен в электронной базе данных парламента. Поправки вносятся в закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в РФ». Госдума приняла соответствующий закон в июле 2020 года. Механизм позволяет правительству и законодателям собрать практические данные и получить обратную связь от участников перед окончательным утверждением новых нормативных актов.