Российские ученые создали водородный двигатель для Арктики
Водородный двигатель для Арктики создали российские ученые. Разработка уникальна в своем роде. Использовать ее намерены преимущественно в разведке и добыче полезных ископаемых. Как – узнал корреспондент «МИР 24» Игорь Мосунов.
Этот автомобиль далеко поедет: 1000 километров от Красноярска до Иркутска без единой дозаправки. Все дело в водородном двигателе. Его установили в багажник как дополнительный. Но, по сути, он теперь основной.«Автомобиль без нашей установки проезжает 400 километров летом. Зимой – 250. А летом с нашей установкой он проезжает уже тысячу, а можно и чуть больше при более медленной эксплуатации. А зимой проезжает порядка 800-850 км», – рассказал гендиректор компании по разработке передовых технологий Владимир Седов.
Двигатель создали ученые Института нефти и газа Сибирского федерального университета. Одно из основных преимуществ этой разработки – энергоэффективность. Завести машину можно, даже если на ней долго не ездили, и стояла она при этом на холоде.
«Это, по-русски назовем, кипятильник. То есть, я наливаю воду, и сразу видно, вода начинает кипеть», – отметил Владимир Седов.
Такой двигатель идеально подходит для вечной мерзлоты. На его основе создали электромеханическую систему «Байкал». Труба с разными насадками позволит очищать скважины в Арктике. Использование этой разработки поможет сэкономить.
«Испаряет воду, растопляет различные парафинистые отложения, которые могут забивать саму скважину и, соответственно, снижать дебит. Операция эта периодическая и в настоящее время требует достаточное количество спускоподъемных операций. Мы сократили количество спускоподъемных операций до минимума – до одной», – пояснил директор Института нефти и газа Роман Аюпов.
А еще эта разработка не загрязняет окружающую среду и соответствует высоким международным стандартам добычи полезных ископаемых в Арктике. Аналогов такого оборудования в мире нет. Сделано оно полностью из российских комплектующих.
«Мы занимаемся стандартизацией в области водородных технологий. Сейчас из 29 стандартов мы делаем 19, это очень большой объем», – отметил руководитель научно-производственного центра инновационных технологий на базе Института нефти и газа СФУ Дмитрий Морозов.
Ученые работают теперь над созданием топливных элементов для беспилотников, которые будут использоваться в геологоразведке также в арктических условиях.