В "Сириусе" дали старт проекту "Школа этики научных исследований"
На федеральной территории "Сириус" завершился III Конгресс молодых ученых - одно из ключевых мероприятий десятилетия науки и технологий, собравшее около 5 тысяч участников.
В заключительный день конгресса во время заседания рабочей группы по нормативному правовому регулированию и биоэтике в сфере генетических технологий под председательством главы Минобрнауки Валерия Фалькова был дан старт важному образовательному проекту "Школа этики научных исследований".
Министр отметил, что сегодня область генетических технологий регулируется разными правилами и постановлениями - как национальными, так и международными.
- Главная задача профессионального сообщества и нашей рабочей группы - выработать "мягкие" нормы, которые соответствовали бы наборам правил поведения, закрепленным в международных актах и в национальной правовой системе, - сказал министр.
По словам члена президиума Российской ассоциации содействия науке Марии Воронцовой, интерес к этой теме появился давно и пришло время для формирования особой школы, которая рассказывала бы студентам, молодым ученым, специалистам, как правильно проводить исследования и грамотно их оформлять.
- Биоэтика не хуже права может защитить интересы и права всех участников процесса, причем она остается более гибким инструментом, готовым не сдерживать технологические прорывы, а поддерживать их, - сказала Воронцова. - Мы должны понимать, что этично, а что нет. И дискуссия об этом должна идти среди экспертов разных областей, вплоть до представителей разных конфессий, пациентов организаций, родителей заболевших детей.
Какую этическую грань ученые не должны переходить? Мария Воронцова ответила лаконично: "Этичным исследование является тогда, когда польза превосходит вред для всех участников".
По мнению председателя Высшей аттестационной комиссии, президента РУДН Владимира Филиппова, научная этика - понятие широкое, которое можно даже назвать "научной культурой" .
- Проблема этики поведения специалистов в различных отраслях - это вообще проблема культуры человеческого общества, проблема культуры воспитания, - отметил Филиппов. - Ежемесячно мы лишаем научных степеней примерно 50-60 человек, и такая ситуация, увы, не первый год. На не почетном первом месте здесь гуманитарные и экономические науки, на втором - педагогика. А вот на третьем и четвертом - юридические и медицинские науки. И это очень тревожно, потому что и юридические науки касаются судьбы человека, и медицинские науки касаются судьбы и, может быть, даже жизни человека.
Между тем
На полях Конгресса вице-премьер Дмитрий Чернышенко и глава Минобрнауки Валерий Фальков посетили стенд с разработками университетских стартап-студий и проектами, победившими в конкурсе грантов "Студенческий стартап". Первым лицам показали робот "Прометей" для мониторинга подводных объектов, беспилотный летательный аппарат "Вертикаль", универсальную литейную форму для создания трехмерных моделей кровеносных сосудов и робототехнический конструктор для детей, который развивает у малышей инженерные навыки.