Археологи РАН запустили виртуальный тур по Георгиевскому собору Новгорода Великого
Цифровой портрет Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде Великом создали ученые Института археологии РАН, и запустили виртуальный тур по Георгиевскому собору.
Страница виртуального тура с видом на Георгиевский собор Юрьева монастыря. Фото: Предоставлено Институтом археологии РАН
Виртуальный тур "Археология Георгиевского собора" появился сайте Институте археологии РАН. Экскурсия представляет новый формат, объединяющий результаты многолетних научных исследований, цифровую реконструкцию архитектуры и интерьеров Георгиевского собора Юрьева монастыря. Проект аккумулировал итоги научных исследований по истории, архитектуре собора и технологий, применявшихся при росписи храма.
"Данные многолетних исследрваний легли в основу виртуального тура и позволили построить не просто красочную экскурсию, но получить многомерный "портрет" собора, причем развивающийся во времени, от ранних этапов его существоания до современности", - говорит ученый секретарь Института археологии РАН Марина Вдовиченко.
Виртуальный тур: фрагмент интерьера Георгиевского собора. Фото: Предоставлено Институтом археологии РАН
Тур построен на основе итогов археологических раскопок, которые ведутся с 2013 года. Уже исследованы монастырский некрополь, открыты и изучены погребения как внутри собора, в числе которых - гробница новгородского святителя Феоктиста, так и за его пределами, у южного и северного фасадов.
За пределами храма, на территории монастыря, обнаружены сотни тысяч фрагментов первоначальной фресковой живописи, сбитых со стен и положенных в основание пола во время ремонта, начатого в 1820-е годы. Извлеченные из-под земли фрагменты фресок переданы в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Фрагменты фресок Георгиевского собора Юрьева монастыря. Фото: Предоставлено Институтом археологии РАН
Так же построена цифровая модель Георгиевского собора, в которую вошла информация об утраченных и демонтированных частях здания, пристройках. Виртуальный тур сделан в формате 360º и позволяет "обойти" собор со все сторон и полностью его осмотреть. Для перемещения используются хот-споты, переносящие зрителей в разные уголки храма, в том числе и в закрытые для посещений.
Фрагмент изображения лестничной башни Георгиевского собора Юрьева монастыря. Фото: Предоставлено Институтом археологии РАН
Комплексные исследования позволили понять, какие "спецэффекты" использовали средневековые зодчие при оформлении интерьера храма. Так, геологи из Санкт-Петербурга, изучив плиты первоначального пола собора, определили, что камень для них был добыт из местных каменоломен на реке Шелони. И пол отличается от других храмов: в южнорусских и многих византийских храмах полы делали из керамических поливных плиток или из мраморных плит. Такие полы отражали свет, сверкали, были многоцветными.
"Полы Георгиевского собора матовые, однотонные, и это оказывало совсем другой эффект: это была монументальная, спокойная, инертная поверхность, которая придавала дополнительную значительность интерьеру памятника", - говорит член-корреспондент РАН Владимир Седов.