Профессор Андрей Келлер - об итогах года для вузов "Приоритета - 2030"

В четверг комиссия Минобрнауки начала работу по подведению итогов программы "Приоритет-2030". Вузы-участники - а это 132 университета - в течение нескольких дней будут защищать свои программы развития, а члены комиссии - оценивать не только достижения вузов за год, но и трансформацию университетов за прошедшие 2,5 года с момента старта проекта. По итогам комиссия составит рейтинг университетов - получателей базовой части, на основе которого будет приниматься решение о предоставлении специальной части гранта.

Профессор Андрей Келлер - об итогах года для вузов "Приоритета - 2030"
© Российская Газета

Напомним, "Приоритет 2030" - самая масштабная программа развития российского образования и науки в России. Сегодня в регионах, где работают университеты программы, проживает более 80% населения страны.

О том, как изменился "Приоритет - 2030" и каких успехов уже добились вузы, "Российской газете" рассказал профессор Андрей Келлер - и.о. директора ФГАНУ "Социоцентр", который является оператором программы.

- Помимо качественного базового высшего образования в вузах "Приоритета" также активно работают программы дополнительного профобразования. Так, за 2,5 года квалификацию повысили около трех млн человек, - отметил Андрей Келлер. - Это возможность учиться и профессионально расти в течение жизни.

Один из важных проектов в составе программы - цифровые кафедры. Уже более 75 тысяч студентов прошли там обучение, получив дополнительные цифровые компетенции.

- В этом году более 170 тысяч студентов зачислены на цифровые кафедры и это серьезный прирост. Студенты получат дополнительную квалификацию в сфере цифровых информационных технологий, без которых сегодня не обходится ни один современный специалист, - подчеркнул Келлер.

Только за прошлый год вузами "Приритета-2030" выполнено научных исследований и разработок более чем на 100 млрд рублей. Ряд разработок уже вышел на рынок. Вот лишь некоторые из них.

Вятский госуниверситет разработал технологию производства питьевой воды, которая не только утоляет жажду, но и приносит пользу здоровью за счет включения в ее состав биофлавоноидов прополиса, йода и витамина С.

В МГИМО придумали "Туристский атлас. Путеводитель инвестора и руководителя". Это система, которая помогает выявлять инвестиционную привлекательность территорий с учетом туристского потенциала регионов.

В МГУ им. Невельского разработан базовый алгоритм вертикального взлета и посадки БПЛА на палубу судна, который позволяет обеспечить взлет и посадку коптера в сложных условиях навигации.

Специалисты НИЯУ МИФИ создали плазменную ракетную двигательную установка VERA для малых космических аппаратов. Главные особенности VERA - предельно малые габариты, энергопотребление, низкая цена и полная безопасность в выключенном состоянии.

ЮУрГУ совместно с МГТУ им. Баумана разработали "Арктический автобус" для безопасной перевозки пассажиров и мобильных пунктов социальной сферы в районах крайнего севера в условиях низких температур (до ‒ 50 °С).

- В вузах "Приоритета - 2030" есть место и гуманитарным, и медицинским проектам, - подчеркнул Андрей Келлер. - Так, творческие вузы занимаются сохранением культурного наследия нации, формированием эстетической культуры личности через театральное искусство. Яркий пример - Театральный институт им. Щукина, где при поддержке Минпросвещения и Минкультуры реализуется проект "Школьные театры". Или разработка ученых Приволжского исследовательского медицинского университета - бесплатное приложение для смартфонов, позволяющее в домашних условиях дистанционно на ранних стадиях диагностировать риск развития меланомы и рака кожи. Такую диагностику на дому прошли уже более 100 тысяч человек. Особо ценно, что эта разработка дает возможность получить качественную медицинскую услуг в удаленных и труднодоступных регионах нашей странны.

Что еще важно?

- Программа расширила возможности для студентов, дав возможность получить вторую квалификацию дополнительно к основной, - говорит Келлер. - Студенты не идут по одной "образовательной трубе", а формируют себе широкий спектр компетенций, который потом позволяет уверенно чувствовать себя на рынке труда. А еще в "Приоритете-2030" усилилось взаимодействие вуза с работодателем и регионом. От позиции взаимной критики: "вы не даете нам нужного специалиста" - со стороны работодателя, и "вы не участвуете в образовательном процессе, как мы узнаем, кто вам нужен?" - со стороны университета до встречного движения и погружения в повестку развития экономики регионов. По разным программам создаются отраслевые советы, вузы работают вместе с потенциальными работодателями и представителями власти, обсуждая, какие программы нужны.