Эксперты боятся, что беспилотники повторят судьбу самокатов и гироскутеров
Реализация федерального проекта «Развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности и формирование специализированной системы сертификации беспилотных авиационных систем (БАС)» намечено на 2024–2030 годы. В нем определены меры по разработке инфраструктуры для беспилотников, снятию технических и иных ограничений, формированию специализированной системы БАС и прочие аспекты.
Однако важно, чтобы реализация каждого из проектов федеральной программы строилась на ясных плановых поступках, а не «реагировании на проблемы», подчеркнул экс-замминистра транспорта, действительный государственный советник России II класса Александр Юрчик.
«Нам важно при реализации программы не наступить на грабли, чтобы реализация этих проектов не превратилась в хаос как реализация подрывных инноваций – индивидуальных средств мобильности, которые сейчас беспорядочно носятся по городу, сшибают пешеходов, попадают под машины. Все это время говорилось: «подождите, сейчас запустим, а потом по опыту доработаем», но к этому времени уже образовались сотни погибших, из них – десятки детей. Мы, как люди, работающие в гражданской авиации, понимаем, что это недопустимо – запускать эксперимент, а потом реагировать на количество жертв», – сказал А. Юрчик.
Эксперты стремятся максимально предусмотреть и зарегулировать работу БАС. Так, экспериментально-правовые режимы, тестирующиеся сейчас в разных регионах, реализуются по разным моделям и схемам, разным требованиям и разработкам – нет единого стандарта систем связи, контроля, подхода. Нужно уже сейчас задавать базовые стандарты, которые потом будут только совершенствоваться, опираясь на дифференцированный подход, зависящий от рисков.
«США столкнулись с проблемой, сделав такую ошибку: они разработали нормы и правила, внедрили, но не знают, что с этим делать, и не хотят переходить на единую систему, – говорит А. Юрчик. – Мы всегда оформляем [описываем в документах, проектах] то, чего уже достигли, в том числе по системам связи, автоматизации. Нужно смотреть на шаг вперед. В системах посадочных площадок нет автоматизированных систем – дромопортов, где беспилотники садятся, обслуживаются, заправляются и улетают без участия человека. Полмира ими оборудовано, а у нас их как класса нет. У нас по-прежнему ангары, дорожки. Надо подойти к работе системно, правильно, и понимая, насколько большая работа еще предстоит».