Новые продукты ИТ-разработчиков помогают компаниям эффективно обучать сотрудников
На российском рынке растет спрос на отечественные образовательные платформы для обучения сотрудников. Особенно в этом заинтересованы компании с большим количеством филиалов по всей стране. Оценить последние тенденции в корпоративном обучении и новые технологии создания образовательных курсов можно на примере разработок группы компаний ЛАНИТ.
Переход на отечественное ПО идет так быстро, что перед многими российскими компаниями встает вопрос - как оперативно научить работать с программами сотрудников, особенно если они трудятся в разных регионах страны? Производители ПО, видя этот запрос, организуют обучение своим продуктам, стремясь стандартизировать формат таких программ и передаваемые знания, а также охватить как можно большее число пользователей.
Решать эти задачи помогают учебные центры, специализирующиеся на информационных технологиях. "В последнее время большое количество коммерческих и государственных компаний обращаются к нам, чтобы научить сотрудников работать с отечественными программными продуктами, - рассказал "РГ" руководитель учебного отдела "Сетевой Академии ЛАНИТ" Павел Францев. - На сегодня больше половины портфеля наших образовательных программ состоит из продуктов российских разработчиков. И каждый месяц мы ставим перед собой задачу развивать новые компетенции по новым продуктам, уже анонсированным на рынке".
Один из примеров такой деятельности - создание учебно-методических материалов для курсов, обучающих работе с пакетом прикладных программ Р7-Офис. При их подготовке пришлось учитывать ряд важных моментов: во-первых, пользователи зачастую живут в разных городах, поэтому для их обучения был предложен формат вебинаров. Во-вторых, курсы не должны быть привязаны к автору, чтобы их мог приобрести любой авторизованный преподаватель по продуктам Р7-Офис. Да, программа предполагает не только обучение пользователей силами учебного центра, но и задействование широкого круга преподавателей. Таким образом решается задача расширения охвата слушателей.
"Мы разработали не просто программу, а целую систему обучения, с помощью которой преподаватели смогут донести до слушателей необходимую информацию о продукте. Полученные знания дадут им возможность научиться и использовать новые программные решения в своей работе", - рассказал Павел Францев.
Для этого в помощь преподавателю было разработано множество материалов: презентации, содержащие иллюстративный материал о функционале приложений; сценарные планы занятий с рекомендациями по теоретической части и описанием ключевых моментов практических демонстраций; сборник упражнений и практических работ для повторения и закрепления изучаемого материала.
"Был также разработан банк вопросов для итоговых тестирований по темам курса, чтобы сэкономить время преподавателя и чтобы материалы, которые он доносит, были всегда актуальны и верифицированы вендором, - пояснил Павел Францев. - Также обращу внимание, что благодаря сценарным планам преподавателю не нужно каждый раз создавать новую структуру курса. У него прописана подробная поминутная программа занятия со ссылками на практические и тестовые работы".
По словам руководителя учебного отдела, одна из главных задач заключается в том, чтобы научить наставников объяснять отличия российского продукта Р7-Офис от зарубежных аналогов, показать преимущества перехода на отечественное решение. Другой момент - привитие навыков грамотного представления продукта, чтобы пользователи, помимо качественных знаний и умения работать с офисным пакетом, получили приятное впечатление от его использования.
Один на один
Новый тренд в образовательных курсах для компаний - персональный подход к тем, кто проходит обучение. Он достигается за счет использования адаптивных алгоритмов.
"В адаптивной образовательной системе ученик - источник информации. Знакомясь с новым материалом, отвечая на вопросы, он дает системе информацию о себе, и она на основании этих данных перестраивает курс конкретно под этого человека, предлагая ему то содержание, которое ему необходимо. По сути, мы вернулись к исторически самой первой модели, когда учитель занимался один на один с учеником", - рассказал "РГ" директор департамента цифровых решений "ЛАНИТ-ТЕРКОМ" Марат Немешев.
Значительная часть решения задач ложится на "плечи" искусственного интеллекта
Адаптация проходит быстро. Система учитывает действия ученика прямо в ходе занятия, и алгоритмы выбирают практически каждый следующий слайд, который он увидит.
Такая работа строится на двух краеугольных камнях, поясняет Марат Немешев. "Во-первых, мы стараемся разбить контент на множество отдельных единиц, гранул. Именно это позволяет системе выстраивать образовательный процесс, адаптируясь под ученика. Во-вторых, постоянное задавание вопросов. Здесь система работает как репетитор, который, разговаривая со студентом, постоянно что-то спрашивает и на основании ответов строит свой следующий шаг", - пояснил он.
Что дает такой подход? Обучаемый получает только ту информацию, которая ему неизвестна и действительно нужна, не тратя время на лишние материалы. В результате продолжительность обучения в среднем уменьшается в два раза. Это первый плюс, имеющий большое значение в корпоративном обучении. Второй - повышение вовлеченности слушателя, получающего исключительно новую, интересную информацию. Третий - повторение пройденного материала, ведь у человека есть свойство быстро забывать все новое. Так вот адаптивная система знает, что именно ученику нужно повторить и когда.
"ЛАНИТ-ТЕРКОМ" использует несколько моделей взаимодействия с клиентами. Во-первых, учит компании создавать адаптивные курсы, ориентированные на персональный подход. Во-вторых, проводит аудит существующих образовательных систем и дает рекомендации для их улучшения. В-третьих, разрабатывает адаптивные курсы или платформы с нуля и оказывает услуги по адаптивной пересборке имеющегося образовательного контента.
Один из наиболее ярких примеров использования в России персонального подхода - помощь врачам в борьбе с коронавирусом. В 2020 году для одной из клиник, принявшей удар первой волны пандемии, была разработана программа обучения правилам безопасности медицинских работников при обращении с новыми регламентами, материалами и медикаментами.
"Нужно было убедиться в том, что люди готовы работать в "красной зоне", и перед нами стояла задача создать такой курс, который давал бы уверенность в том, что люди прошли обучение качественно, - вспоминает Марат Немешев. - Буквально за месяц было разработано несколько модулей на адаптивной платформе. С их помощью получилось очень быстро обучить первых сотрудников, а затем и всю группу. Благодаря адаптивному обучению те, кто обладал более глубокими знаниями на старте, проходили курс значительно быстрее и могли приступать к работе. При этом руководство клиники было на 100 процентов уверено, что и эти медики, и те, кто потратил на прохождение курса больше времени, полностью готовы работать с новыми регламентами".
Интеллект в помощь
Создание курсов и тренингов - серьезный труд, в котором может быть задействована целая группа людей, выполняющих разные задачи. Но сегодня есть возможность упростить сам процесс, переложив значительную часть работы на "плечи" искусственного интеллекта, сэкономив тем самым десятки часов.
Именно такую задачу решает генератор курсов Education Studio.Copilot, разработанный для помощи тренерам и менеджерам по обучению и развитию персонала. Как он работает? Все, что необходимо сделать, это описать идею курса и аудиторию, на которую он рассчитан. Дальше система берет процесс в свои "руки". Она позволяет быстро создать структуру курса и наполнить его содержанием, модифицировать текст после генерации, добавлять медиафайлы и экспортировать курс в систему обучения или PDF.
Работа идет поэтапно. "Сначала Copilot формирует структуру будущего курса, своего рода оглавление. После этого человек оценивает результат и может что-то скорректировать. Если все темы правильные, наступает следующий этап - формирование содержания для каждой из тем, - рассказал "РГ" менеджер по продукту департамента корпоративных систем ЛАНИТ Олег Борецкий. - В контент можно добавить что-то еще. Например, мы недавно начали работать над вовлекающими элементами (общеизвестные факты на тему, цитаты), которые делают обучение более разнообразным".
Содержание, которым генератор наполняет курс, включает теоретический материал, проверочные вопросы и задания. Он также создает тесты с несколькими типами вопросов. В результате получается курс, который можно загрузить в корпоративную систему обучения.
Важные преимущества такого подхода - удобство и скорость. "Люди, разрабатывающие курс, сначала изучают литературу, информацию в интернете. Потом им нужно все это переварить и только потом начать собирать структуру курса. Затем потратить какое-то время, чтобы адаптировать материал, правильно его скомпоновать, - отметил Олег Борецкий. - В нашем продукте искусственный интеллект позволяет сделать все это молниеносно. Используя обширную базу, он может быстро вычленить те значимые части, которые необходимо включить в образовательный курс".
Важно отметить, что хотя основную работу делает искусственный интеллект, роль человека никто не отменял - у пользователя есть возможность скорректировать полученный результат либо самостоятельно, либо с помощью того же ИИ.
Продукт уже завершил этап закрытого тестирования, а его первая версия для рынка была выпущена буквально на днях - 1 ноября этого года. Поскольку решение достаточно молодое, количество опций для настройки курсов и различных заданий пока ограничено. Стоит также отметить, что решение не является заменой LMS-систем (Learning Management System - система управления обучением), но его вполне можно считать полезным дополнением.
Лучше всего искусственный интеллект справляется с темами, по которым есть общедоступная информация, рассказал Олег Борецкий. "Большинство пользователей, с которыми мы общались, хотели курсы на профессиональные темы: маркетинг, дизайн, логистика, даже экспорт товаров в другую страну. Это общедоступные знания, и нейросеть в этих случаях хорошо помогает как создавать контент, так и адаптировать его", - пояснил специалист.