День 15 ноября в истории
Всероссийский день призывника.
Установлен распоряжением Президента РФ от 12 ноября 1992 года «в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно-патриотического воспитания молодежи».
День вторичной переработки.
Главная цель экологического праздника — привлечь внимание властей, общественности и промышленных структур к проблемам ограниченности ресурсов и загрязнения окружающей среды.
Впервые День вторичной переработки прошел в 1997 году в США.
Всемирный день борьбы против хронической обструктивной болезни легких (ХОБЛ).
Проводится ежегодно с 2003 года в третью среду ноября под эгидой Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ).
ХОБЛ — это прогрессирующее угрожающее жизни заболевание, приводящее к ограничению воздушного потока в легких. По оценкам ВОЗ, этим заболеванием страдают 210 миллионов человек. Основными факторами риска его развития являются курение, загрязнение воздуха внутри помещений и на улице, а также воздействие пыли и химических веществ на рабочих местах. Почти 90% случаев смерти от ХОБЛ происходит в странах с низким и средним уровнем дохода.
Год назад (2022), по данным ООН, численность населения Земли достигла 8 миллиардов человек.
Для роста численности населения мира с 7 до 8 миллиардов человек потребовалось всего 12 лет. В 2022 году самыми населенными регионами мира стали Восточная и Юго-Восточная Азия, где проживают 2,3 миллиарда человек (29% мирового населения), а также Центральная и Южная Азия — 2,1 миллиарда (26%).
По мнению ООН, отметки в 9 миллиардов человечество достигнет к 2037 году.
35 лет назад (1988) приказом МВД СССР было создано Управление по борьбе с организованной преступностью.
Оно было сформировано на базе 6-го Управления МВД СССР. Его возглавил генерал-лейтенант милиции Александр Гуров.
В 1993 году были образованы 15 региональных управлений по организованной преступности: РУОП ГУВД г. Москвы, РУОП ГУВД Московской области, РУОП ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Центральное РУОП, Центрально-Черноземное РУОП, Северо-Западное РУОП, Волго-Вятское РУОП, Поволжское РУОП, Северо-Кавказское РУОП, Южное РУОП, Уральское РУОП, Западно-Сибирское РУОП, Восточно-Сибирское РУОП, Северо-Восточное РУОП, Дальневосточное РУОП.
В 2001 году они были упразднены, а на базе некоторых из них созданы оперативно-разыскные бюро при главных управлениях МВД России по федеральным округам. Подразделения в регионах и в административных округах Москвы стали частью службы криминальной милиции.
35 лет назад (1988) состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран».
Над созданием первого советского орбитального корабля многоразового использования в течение почти 20 лет работали около 1300 предприятий и организаций, более 80 министерств и ведомств. Головным разработчиком системы было НПО «Энергия» (ныне Ракетно-космическая корпорация «Энергия» имени С. П. Королева). Общие затраты на программу составили свыше 16 миллиардов советских рублей.
«Буран» предназначался для решения различных оборонных задач, выведения на орбиту Земли космических объектов и их обслуживания, доставки модулей и персонала для сборки на орбите крупногабаритных сооружений и межпланетных комплексов, возврата на Землю неисправных или выработавших свой ресурс спутников и выполнения других грузопассажирских перевозок по маршруту Земля — космос — Земля.
Система включала в себя ракету-носитель сверхтяжелого класса «Энергия», многоразовый космический корабль «Буран», а также средства наземной космической инфраструктуры. Ракета-носитель была способна выводить на орбиту грузы массой до 100 тонн, космический корабль был рассчитан на 100 полетов, продолжительностью 7-30 суток. Численность экипажа «Бурана» могла достигать 10 человек.
15 ноября 1988 года с космодрома Байконур ракета-носитель «Энергия» вывела на околоземную орбиту корабль «Буран». Полет продолжительностью 206 минут проходил без экипажа и полностью в автоматическом режиме, в отличие от американского шаттла, который совершает посадку только при ручном управлении. Корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего успешно приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
В 1990 году работы по космической программе «Энергия» — «Буран» были приостановлены, а в 1993 году она была окончательно закрыта.
90 лет назад (1933) в Москве начала работать первая в СССР троллейбусная линия.
Маршрут пролегал от Тверской заставы (Белорусского вокзала) до села Всехсвятского (ныне район станции метро «Сокол»).
Модели первых троллейбусов носили название «ЛК» (Лазарь Каганович). Шасси для них изготавливались на Ярославском автозаводе, кузова — на автозаводе имени Сталина (ЗИС), а электрооборудование — на заводе «Динамо». У них был деревянный каркас с металлической обшивкой. Длина кузова троллейбуса составляла 9 метров, ширина — 2,3 метра. В салоне было 37 сидячих мест, зеркала, никелированные поручни, сетки для багажа, а под сиденьями установлены электропечи. Максимальная скорость движения составляла 50 км/ч.
В 1934 году первая троллейбусная линия была продлена до площади Революции, а также была открыта вторая линия — по Арбату до Дорогомиловской заставы.
В августе 2020 года в Москве было прекращено движение троллейбусов, вместо них были пущены автобусы и электробусы. В сентябре в столице был открыт музейный маршрут с ретротроллейбусами, который связал Комсомольскую площадь и Новорязанскую улицу.