«Самый дорогой товар в наши дни – эмоции». В Саратове столичный профессор рассказал, как российским музеям развивать NFT
Сегодня, 13октября, вСаратове вкорпусе Радищевского музея наулице Первомайской прошло одно измероприятий врамках международной научно-практической конференции «Искусство ивласть».
Нанём сдокладом «Искусство ицифровизация: как Метавсленная меняет искусство» выступил профессор, заведующий кафедрой истории искусства игуманитарных наук РГХПУ имени С.Г.Строганова, член-корреспондент Российской академии художеств Кирилл Гаврилин.
Ученый рассказал, что вмире растет тенденция кцифровизации, поэтому идля культуры стала актуальна цифровая трансформация. Онтакже отметил, что всвязи сэтими событиями вмире запоследние несколько лет выросла посещаемость онлайн-ресурсов музеев. Пословам Гаврилина, вместе свнедрением цифровых технологий вразличные сферы жизни, цифровизация также предусматривает связь между человеком иискусственным интеллектом.
«Метавселенная— это постоянно действующее виртуальное цифровое пространство, где представлены все возможные способы взаимодействия как человека счеловеком, так ичеловека сискусственным интеллектом»,— рассказал Гаврилин.
Цифровизация модернизирует музеи, там меняется экспозиция. Одной изпервых кэтой теме обратилась галерея современного искусства «Тейт» вЛондоне. В2014 году там разработали карты местности, которые интерпретировали некоторые произведения искусства изгалереи. Например, вэтом проекте использовалась картина фовиста Андре Дерена, наеёоснове создали цифровой ландшафт. Кроме того, некоторые произведения галереи также воссоздали вкомпьютерной игре Minecraft. Главным итогом этих мероприятий стало то, что учреждение расширило аудиторию, вгалерею стали чаще ходить молодые люди.
Следующим стал Британский музей. Ихэкспонат— Розеттский камень (стела стекстами, которую в1799 году нашли вЕгипте, помог врасшифровке древних иероглифов— прим. ред.) появился наодной извиртуальных платформ. Кроме того, появилась цифровая версия бюста фараона Рамзеса IIиацтекской фигуры двухголовой змеи.
«Таким образом, музей расширяет аудиторию идоносит огромное количество информации досвоих новых посетителей»,— отметил Гаврилин.
Профессор подчеркнул, что из-за больших возможностей Метавселенной, она интересна представителям смежных сискусством сфер, например, архитектурной.
Ещё одним проявлением «цифрового времени» стало то, что многие музеи обратили свое внимание наизображенияNFT. Вучреждениях организовывали лекции, обсуждения этой темы, просвещая пользователей. Так, одними изпервых превратили свою коллекцию втокены итальянские музеи. Были оцифрованы работы Рафаэля, Леонардо даВинчи, Тициана, Микеланджело имногих других художников.
ВРоссии первым выпустил собственные NFT Эрмитаж в2021 году. Вэтой коллекции есть произведения Леонардо даВинчи, Винсента ван Гога, Василия Кандинского. Уработ есть едва экземпляра— один всобственности музея, другой могут купить частные лица. Интересно, что уитальянских музеев возникла проблема сцифровой собственностью, аЭрмитаж спомощью своего подхода смог еёрешить.
Нередки ситуации, когда музеи покупают NFT современных художников. Так, 10февраля этого года парижский музей современного искусства купил несколько NFT всвою коллекцию. Вподборке 18 произведений, они отражают связь блокчейна иискусства.
Кроме того, вэтом году Эрмитаж вместе скомпанией «Интеррос» превратили втокены три фрески мастерской Рафаэля— «Венера иАмур надельфинах», «Венера иАдонис» и«Венера, вынимающая занозу». Компания помогла среставрацией этих произведений. Дело втом, что наних были несколько слоев записей— 17, 18 и19 веков, которые искажали замыслы художников, теперь они расчищены. Экспозиции токеновже отражают, как фрески менялись напротяжении длительного времени.
«Таким образом, коллекционеры приобретают цифровые права напродукт, созданный врезультате реставрационных работ. Это пример, когда крупный российский бизнес финансирует реставрационные работы исоздает финансовые активы»,— рассказал учёный.
Гаврилин также обратил внимание навыставку художника Александра Родченко, представленную вРадищевском музее. Наравне склассическими экспонатами, там представлены трехмерные композиции.
Подводя итог своего выступления, ученый отметил, что взаимодействие музеев сцифровизацией, токенами, может привлечь больше инвесторов илояльной аудитории.
«Самый дорогой товар внаши дни— это эмоции. Поэтому музеям необходимо создавать качественный продукт, гибкий исоответствующий потребностям посетителей. Цифровые технологии предоставляют традиционным музеям новую платформу для демонстрации коллекций исоздания инновационного опыта, доступного влюбое время ивлюбом месте»,— резюмировал Гаврилин.
Участники конференции также обсудили дополнительное дизайн-образование, работу музеев сподростками исвязь современного дизайна сискусством, передовые музейные практики наконкретных примерах вРоссии.
Завтра конференция «Искусство ивласть» продолжит свою работу ввыездном формате— вБалтайском районе Саратовской области.