Эта Нобелевка не наша. И гордиться нам нечем
Советский ученый Алексей Екимов получил Нобелевскую премию по химии. Он стал первым, кто синтезировал так называемые квантовые точки еще в 1980 году. Американские специалисты Луис Брюс и Мунга Бавенди создали на основе его исследований первый раствор и метод для синтеза квантовых точек. Сейчас квантовые точки используют во многих сферах, но чаще при создании жидкокристаллических мониторов.
За эти открытия Екимов с коллегами в 2023 году и получил Нобелевскую премию по химии. Поскольку ученый начал работать над квантовыми точками еще в Советском Союзе, то Россия в теории могла бы стать обладательницей награды по «праву наследования». Но этого не произошло — ученого страна упустила.
Дело в том, что в 1989 году Екимов защитил диссертацию и стал доктором физико-математических наук в Ленинграде, но уже в 1999 переехал в Соединенные Штаты и устроился на работу в компанию Nanocrystals Technology. Поэтому все дивиденды от открытия получат США, а не Россия.
Екимов и другие ученые, изобретатели и программисты, которые уехали в Соединенные Штаты, — величайшая потеря для нашей страны. Они могли бы создать то, что использовалось бы во благо народа. Но со многих созданных еще в СССР разработок теперь кормятся США.
Почему так происходит?
В последние 100 лет все страны мира воевали между собой не только за влияние и деньги, но и за «мозги» — ученых и изобретателей. Кто создаст для них лучшие условия, к тому они и поедут. А если страна отнесется к своим специалистам с пренебрежением, то произойдет «утечка мозгов».
Во многих странах Запада к ученым и программистам из России относятся лояльно. Предоставляют им жилье, высокую зарплату и создают условия для комфортного переезда. Специалист понимает, что его уважают, воспринимают как профессионала. И он начинает воплощать в жизнь то, над чем работает. В результате в плюсе остаются все — и новая страна, и сам релокант.
А что у нас? Заходим на сервис по поиску работы, смотрим, сколько платят химикам в Санкт-Петербурге. Средняя зарплата — от 40 тыс. до 100 тыс. рублей. В других регионах она еще ниже.
Зарплата у химиков относительно приличная по российским меркам только в Москве — от 80 тыс. до 160 тыс. В некоторых компаниях столицы сумма доходит даже до 300 тыс., но это касается специалистов с большим опытом.
А вот в США зарплата у химиков составляет от $5,6 тыс. (556 тыс. рублей) в месяц. И это для начала, а чем выше опыт и навыки, тем больше и выплаты. В довесок к этому специалиста обеспечивают современным оборудованием и разрешают разрабатывать то, что действительно интересно. Не «вставляют палки в колеса».
У программистов в России дела идут получше, чем у химиков. Они получают неплохие зарплаты по сравнению с другими профессиями. Но все равно не настолько много, как за границей.
Проблема не только в зарплатах
Но не будем фокусироваться на деньгах. В том, что ученые и программисты уезжают в США, виноват в первую очередь упадок науки в России.
В 2023 году из бюджета РФ на технологическое развитие было выделено 1,2 трлн рублей, из которых 559 млрд рублей ($5,6 млрд) пойдут на научные исследования и разработки. США в 2023 году на науку потратят почти в 15 раз больше!
А еще российскому бизнесу неинтересно заказывать у ученых разработку новых продуктов или товаров. Ведь инновации стоят дорого (очень). И чтобы вернуть назад вложенные деньги, нужен большой объем рынка. А его, увы, нет. Казалось бы, государство должно помогать в этом случае. Но увы.
Есть и еще одна причина, почему в нашей науке такие проблемы: устаревшее оборудование. Или его отсутствие. Многие лаборатории все еще работают на том, что осталось со времен СССР. Для создания инноваций эти приборы, естественно, не приспособлены.
Нужно создавать условия
Американский Google создал русский Сергей Брин, Telegram — «миллиардер из ОАЭ» с французским гражданством Павел Дуров, а синтез квантовых точек, за который выдали Нобелевскую премию, разработал советский ученый с американским гражданством Алексей Екимов. И так будет продолжаться, пока в России не будут созданы комфортные условия для ученых и программистов.
Я могу от души поздравить Алексея Екимова с заслуженной наградой. Но чиновникам и представителям нынешней Российской академии наук, которые называют эту премию «нашей», я могу сказать — наша она будет тогда, когда ученые будут жить в России.
Читайте также:
Мы на пороге появления «супер-VPN». И виноват будет запрет Роскомнадзора
Зачем Маргарита Симоньян пошутила о ядерном взрыве. Или не пошутила
Как прибывшие Abrams повышают риск прямой конфронтации Россия — НАТО
Финский турист в шоке: санкции не испортили Петербург. Как так вышло?