Госкомиссия по радиочастотам хочет разрешить гражданам и компаниям использовать средства подавления дронов
Право подавлять беспилотники хотят дать всем желающим. Точнее, тем, кто может себе это позволить. Госкомиссия по радиочастотам намерена обсудить этот вопрос со всеми ключевыми ведомствами. Если предложение одобрят, граждане и компании смогут закупаться средствами подавления дронов. Как это будет работать и есть ли риски?
Сейчас подавлять беспилотники в небе имеют право только Минобороны и еще несколько силовых структур. Если позволят сбивать дроны и физлицам, и компаниям — им все равно придется согласовывать применение глушилок с теми же ведомствами, получать что-то вроде лицензии или отдельного разрешения. Хотя само по себе делегирование таких полномочий в корне поменяет сам принцип подхода к защите неба от коптеров. Если упростить, сбивают дроны сейчас двумя способами — либо прерывают связь между оператором и дроном, либо подменяют сигнал для беспилотника, тот теряет координаты и падает. Все средства подавления можно разделить на три группы — антидроновые ружья для защиты малого сектора, установки, способные закрыть целое предприятие, и средства радиоэлектронной борьбы — создающие купол над зонами в десятки километров. Гражданам и компаниям, скорее всего, позволят иметь либо ружья, либо отдельные установки, и диапазон цен здесь самый широкий — от сотни тысяч рублей до десятков миллионов. Вопросов и опасений — очень много. Представим, что все крупные компании и отдельные обеспеченные граждане закупились глушилками. Не возникнет ли проблем для тех, кто легально занимается запусками дронов? Бизнес, силовики, спасатели, блогеры и так далее. Условные картографы запускают дрон для съемок местности, пролетают над дачей, дрон падает — кто будет отвечать? Не говоря уже о более приземленных вещах, отмечает гендиректор ассоциации AeroNext Глеб Бабинцев:
Глеб Бабинцев гендиректор ассоциации AeroNext«Разрешение свободного оборота средств радиоэлектронной борьбы — это примерно такой же шаг, как если разрешить свободный оборот летального оружия: ровно точно такой же может быть эффект. Бесконтрольное применение этих средств крайне опасно, потому что вокруг нас работает огромное количество приборов, связанных с различными радиоэлектронными диапазонами: это и всевозможные приемники бытовые, это, быть может, какие-то кардиостимуляторы, это другие воздушные суда, которые находятся неподалеку от нас. И представить себе, что гражданин воспринимает пролетающий мимо воздушный шарик или какое-нибудь воздушное судно как угрозу своей приватности или безопасности и начинает с ружьем или радаром активным излучать в него помехи, — что угодно может произойти».
Операторы ТВ и мобильной связи уже опасаются, что повсеместное внедрение систем подавления скажется на качестве услуг для абонентов. В частности, подобное уже высказали в «Триколоре» и «Мегафоне». Когда везде стоят глушилки, никто не может гарантировать, что ваш телевизор или телефон вообще будут работать. Не говоря уже об обычном GPS в навигаторах. Впрочем, и преувеличивать риск от применения глушилок не стоит, считает руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» Эдуард Багдасарян:
Эдуард Багдасарян руководитель компании «Аэрокон», эксперт рабочей группы «Аэронет» «Я считаю, все коммерческие структуры, частные предприниматели или даже частные лица сейчас не бросятся покупать антидроны и их использовать. Сейчас мощности вообще по изготовлению таких систем работают на пределе, они едва-едва закрывают потребности госкомпаний, энергетических точек, предприятий, понимаете, то есть промышленность не может сразу обеспечить всех. Не будет проблемы с частотами, античастотами. Да я в центре Москвы езжу, в пределах Садового кольца, даже вокруг Кремля есть такие проблемы с частотами, а дальше все работает. Надуманные это проблемы. Все средства радиоэлектронной борьбы локальные, их действия носят локальный характер, это же не десятки километров, а сотни метров».
Локальным решением, которое устроило бы всех, могла бы стать единая платформа по отслеживанию легальных беспилотников. По типу системы Flightradar, где дроны сами будут передавать информацию о том, кто его запустил и по какому маршруту. Чтобы в любой момент можно было открыть карту и посмотреть на запретные зоны для полета. Создать условную диспетчерскую, как для самолетов. Технические возможности есть, говорят эксперты, осталось только принять решение.