Как регулировать рынок электросамокатов: выпрямить, не перегнув

<p><strong>В последние месяцы тема регулирования рынка средств индивидуальной мобильности вновь начала волновать власти разного уровня, как в России, так и в других странах. При этом их подходы - разнонаправленные: если мэрия Парижа запретила аренду электросамокатов, то муниципалитеты Копенгагена и Майами ограничения на работу кикшеринга, наоборот, сняли.</strong><br /> <br /> Средства индивидуальной мобильности (СИМ), благодаря дешевизне и компактности, быстро распространяются во всех городах. Ими пользуется и стар, и млад. Однако быстро проявилась и обратная сторона широкого распространения СИМ: их используют во дворах, на тротуарах, в парках - там же, где двигаются и пешеходы. Но скорость движения СИМ существенно выше, чем у пешехода и даже бегуна, соответственно, столкновение чревато серьезными травмами как для пешехода, так и для обладателя СИМ. С точки зрения правил дорожного движения, СИМ приравнены к пешеходам, и привлечь их пользователя за нарушение можно было в ограниченном количестве случаев, когда они выезжали на дороги для автомобилей.</p> <p>Причем ситуация с разными СИМ отличалась. Например, электробайки, с точки зрения правил дорожного движения, сразу же приравняли к велосипедам, аппараты с мощным двигателем - к мопедам, движение которых регламентируется с незапамятных времен. А вот электросамокаты, электроскутеры, электроскейты, гироскутеры, сегвеи, мотоколеса оказались в серой зоне.</p> <p>Соответственно, появился запрос на регулирование. Движение в данном направлении стало заметным в конце 2010-х годов. Но власти разных городов и стран действовали по принципу, который провозгласил Мао Цзэдун во время Культурной революции: "Чтобы выпрямить, надо перегнуть. Не перегнешь - не выпрямишь". В каких-то городах и районах движение СИМ просто запрещали. Как правило, речь шла об исторической застройке с узкими улицами, где часто двум пешеходам не разойтись. Появляются такие примеры и в России. Так, в августе 2023 года езду на электросамокатах запретили в парках, скверах, набережных и одной из центральных улиц Сочи. С 10 сентября 2023 года нельзя ездить на самокатах по Адмиралтейской набережной Петербурга - а раннее в Северной столице власти установили еще 28 зон полного запрета СИМ.</p> <p>В британской столице пошли дальше: с декабря 2021 года лондонский комитет по транспорту (Transport for London, TfL) запретил перевозить в общественном транспорте города все частные СИМ, включая складные, сохранив возможность перевозки электросамокатов и моноколес, взятых напрокат. TfL мотивировал запрет тем, что участились случаи возгорания и взрывов аккумуляторных батарей. Такие случаи, правда единичные, отмечались и в России. В сервисах кикшеринга проще обеспечить необходимые условия для безопасного заряда, плюс ко всему, обычно СИМ в службах кикшеринга хранятся вне жилых помещений. Кроме того, с компаниями, которые предоставляют СИМ в аренду, городским властям проще договариваться. Например, ограничить скорость или возраст тех, кто может воспользоваться самокатом или велосипедом, да и просто сократить количество СИМ в городе.</p> <p>В Париже, наоборот, кикшеринг запретили. В апреле 2023 года прошел референдум, в котором 89% его участников одобрили данную инициативу. Однако участие в голосовании приняли менее 8% парижан. Данная норма вступила в силу с 1 сентября. Понять парижан можно. Во-первых, пользователями сервисов кикшеринга были в основном туристы. Во-вторых, прокатные СИМ часто бросали где попало, что доставляло горожанам неудобства. Много самокатов даже оказывалось в Сене. В-третьих, ездили на прокатных самокатах очень неаккуратно, часто нетрезвыми, что приводило к серьезным инцидентам с травмами или даже гибелью участников. При этом личных СИМ данное ограничение не касается. Прокат велосипедов мэрия Парижа также запрещать не планирует.<br /> <br /> В 2021 году аналогичный запрет был установлен в центральной части и прилегающих районах Копенгагена, однако он продержался полтора года. Причиной его появления стала беспорядочная парковка самокатов, и властям города не удалось договориться с кикшеринговыми компаниями. "Мы столкнулись с серьезными проблемами с электросамокатами. Пожилым людям чрезвычайно трудно безопасно передвигаться по городу, когда пользователи оставляют самокаты валяться на тротуаре", - заявил тогда один из городских чиновников. Но все же муниципалитет Копенгагена и кикшеринговые компании нашли общий язык, провели "работу над ошибками", и в итоге запрет был снят.</p> <p>Есть примеры, когда на осознание возможных последствий перегибов понадобилось куда меньше времени. В ноябре 2021 года был введен полный запрет на использование СИМ в Майами. Однако через 10 дней правительство Майами его отменило, установив правила движения. Так, скорость ограничили 15 милями в час (24 км/ч) на улицах и велодорожках и 7 милями в час (11 км/ч) - на тротуарах. При этом водитель должен быть старше 18 лет и носить защитный шлем. Также власти ограничили количество сервисов кикшеринга, которые могут работать в Майами.</p> <p>Альтернативы СИМ в виде автомобилей и мотоциклов намного хуже - и в плане опасности для других людей в неумелых руках, и в плане ущерба для экологии, и с точки зрения организации движения. К тому же место одних СИМ вполне могут занять другие, которые не успели попасть в разного рода нормативные акты. Запретили самокаты - люди пересядут на какие-нибудь сегвеи или некие новые средства индивидуального передвижения.</p> <p>В России бесконтрольное использование СИМ тоже вызывает недовольство горожан. Согласно последним опросам, в Москве и Петербурге готовы поддержать полный запрет на их использование около двух третей респондентов. При этом в российских городах не используется схема Free float, разрешающая оставлять прокатные СИМ где угодно. Именно ее издержки привели в итоге к запрету кикшеринга в Париже и Копенгагене.</p> <p>Но в России муниципальные власти с большой долей вероятности пойдут по пути Лондона, нежели Парижа. Именно с ограниченным количеством компаний городским властям будет проще договориться о "правилах игры" и, что самое главное, добиваться их исполнения. С владельцами личных СИМ работать сложнее, однако возможно техническое регулирование, например, установив ограничение скорости на всех продаваемых СИМ. Есть и другие варианты, например, отнести СИМ с двигателем, чья мощность превышает определенный уровень, к механическим транспортным средствам, для управления которыми необходимо получать права.</p> <p>С другой стороны, не все меры реализуемы. Например, введение номерных знаков будет сложным как минимум с технической точки зрения. В отличие от автомобилей и мотоциклов, при изготовлении СИМ не используются уникальные узлы (например, двигатель, обязательно имеющий уникальный номер), поэтому идентифицировать электросамокат невозможно.<br /> <br /> Хотя попытки обязать владельцев СИМ получать на них автомобильные номера предпринимаются. Например, такой закон с большой долей вероятности скоро будет принят в Израиле. Хотя что-то подсказывает, что долго он не продержится. Как и запрет в Париже.</p>

Как регулировать рынок электросамокатов: выпрямить, не перегнув
© ComNews.ru