Стас Синицын, Journey: как искусственный интеллект меняет креативные процессы и разработку
Время, когда искусственный интеллект воспринимался как игрушка, уже в прошлом. Сейчас нейросети используются повсеместно и постепенно внедряются в привычные инструменты: от Photoshop и Figma до браузеров. Но какие именно рабочие задачи уже можно делегировать ИИ? Креативный директор Journey Стас Синицын собрал для Sostav кейсы брендов, которым удалось не просто совладать с нейросетью, а сделать её соавтором целых рекламных кампаний.
Семь миллионов упаковок Nutella — и ни одной одинаковой«Мы хотели сделать дизайн каждой банки Nutella уникальной и яркой — такой же, как и каждый её покупатель», — говорится в проморолике Ogilvy Italy. Итальянское агентство разработало алгоритм, который сгенерировал семь миллионов дизайнов упаковки Nutella. И каждая — со своим неповторимым узором, раскрасившим соцсети тысяч фанатов шоколадной пасты.
С помощью нейросети агентству удалось не только быстро реализовать кампанию, — представьте, сколько времени ушло бы на отрисовку каждого дизайна вручную, — но и привлечь к бренду внимание местных жителей. Как итог — все семь миллионов банок Nutella были проданы за один месяц. И всё благодаря одному алгоритму.
Неклассическая экранизация классической литературыЧто будет, если попросить нейросеть «экранизировать» строки из классических произведений? Этим вопросом задалось агентство TBWA, перед которым стоял челлендж — привлечь внимание к Мельбурнскому фестивалю писателей после ковидного локдауна.
За помощью TBWA, конечно же, обратилось к литературе. Оно использовало отрывки из книг Джорджа Оруэлла, Мэри Шелли и других великих писателей в качестве промтов для Midjourney и сгенерировало иллюстрации к книгам: взгляд ИИ на тружеников из «1984», монстра Франкенштейна, особняк Дракулы и Моби Дика.
Шалость удалась — TBWA привлекло внимание к фестивалю, при этом не заложив в проект какой-либо бюджет. Его команда использовала книги из общественного достояния и нейросеть с открытым доступом. Так она отразила ключевой посыл фестиваля: несмотря на стремительно развивающиеся технологии, сила письма всегда будет вне времени.
Арт-гороскоп, который можно забрать с собойПриучили нейросеть к искусству и попросили её рассказать о будущем — примерно так можно описать проект, который мы в Journey сделали для «СберСпасибо» на фестивале Artlife Fest 2022. Каждый посетитель выставки мог подойти к интерактивному корнеру, выбрать свой знак зодиака и получить персональное предсказание, которое сгенерировал искусственный интеллект. А ещё — распечатать и забрать его с собой.
С реализацией проекта нам помог автор канала Neural Shit Андрей Клименко. Он разработал нейросеть на базе GPT-3 и обучил её на текстах книг о современном искусстве. Проанализировав около 1,5 млн слов, искусственный интеллект создал для проекта 9 144 уникальных арт-гороскопов, которые мы запаковали в интерактивную инсталляцию. Так каждый мог не только узнать свое будущее, но и унести с собой полноценный нейромерч.
За рамками картины XVII векаВ рамках кампании для продуктового бренда La Laitière от Nestle агентство Ogilvy Paris рискнуло совместить, как кажется на первый взгляд, несовместимое: классическое искусство и современные технологии. Благодаря возможностям Dall.E агентство «дорисовало» картинку голландского художника Йоханнеса Вермеера «Доярка», которая используется в качестве логотипа марки йогуртов, пудингов и других молочных десертов.
Идея кампании родилась в сентябре 2022 года, в течение суток после того, как исследователи обнаружили на произведении Вермеера новые детали. Пока весь мир изучал скрытое внутри картины, Ogilvy Paris и Nestle обратились к нейросети с целью заглянуть за её рамки. Так, благодаря Dall.E, агентство по горячим следам попало в новости передовых СМИ и репортажи главных французских телеканалов. И тоже не потратив ни копейки — используя инфополе и нейросеть с открытым доступом.
Если ИИ так хорош, зачем нужны люди?Это лишь несколько примеров того, как ИИ меняет процессы, креативную разработку и помогает создавать кампании с минимумом бюджета и затраченного времени. Посмотрев на результаты таких успешных кейсов, можно задаться логичным вопросом: способен ли искусственный интеллект вытеснить людей из креативных профессий?
Сейчас искусственный интеллект действительно умеет выполнять некоторые творческие задачи. Однако он всё ещё значительно уступает человеку в плане оригинальности и проявления эмоций — неотъемлемых частях творческого процесса.
ИИ выполняет задачи на основе алгоритмов и обучения на больших данных, поэтому он не может инновационно или интуитивно подходить к творчеству так же, как это делает человек. К тому же аудитория любит произведения искусства за их эмоциональное воздействие, что также недоступно искусственному интеллекту. Так что, хотя ИИ может «взять на себя» некоторые творческие задачи, полностью заменить человеческое творчество он, скорее всего, не способен.
И так думаю не только я, но и сам искусственный интеллект. Ведь он и написал вывод, который вы только что прочитали.