Зачем космонавтам подвешивают 80 килограммов свинца
Кандидаты в космонавты Госкорпорации "Роскосмос" Арутюн Кивирян, Александр Колябин и Сергей Тетерятников приступили к практической части водолазной подготовки в гидролаборатории Центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке. Зачем это нужно? - наверняка спросит кто-то.
Как рассказывают специалисты, невесомость - специфический фактор, который влияет на организацию трудовой деятельности операторов в космическом полете. И тренировки в гидроневесомости - один из самых эффективных способов подготовки к работе в этих условиях.
Гидролаборатория ЦПК - это сложнейшее инженерно-техническое сооружение, оснащенное на глубине, под водой, макетами Международной космической станции, специальными системами телевидения, связи, освещения и т.д. В свое время с ним корреспондента "РГ" знакомил летчик-космонавт, Герой Советского Союза Виктор Афанасьев, в "звездном багаже" которого четыре полета, 555 суток, проведенных на орбите, и семь выходов в открытый космос. Почему именно в воде имитируется выход в открытый космос?
- Основной принцип имитации работ в невесомости - нейтрализация силы земного притяжения, - объяснял Афанасьев.
Для тренировки используются скафандры "Орлан" - те же самые, в которых космонавты работают на орбите. Сам скафандр весит 114 килограммов, плюс к нему подвешивают свинцовые грузики. Килограммов эдак на восемьдесят. На языке специалистов это называется обезвешивание. А если совсем просто, то космонавт получает "нулевую плавучесть" - и не всплывает, и не опускается на дно.
Но, как поясняют специалисты Центра подготовки космонавтов, прежде чем испытатель в гидроневесомости начнет отрабатывать действия как в открытом космосе, он должен обучиться водолазному делу. Сдать зачет по дисциплине "Водолазная подготовка космонавтов" и получить допуск к тренировкам по внекорабельной деятельности. Всего на теорию и практику выделено 40 часов занятий. Одиннадцать из них - лекции, на которых кандидаты изучают устройство и правила эксплуатации водолазного снаряжения, меры безопасности работы в нем, правила поведения под водой и при подъеме на поверхность и другие основы водолазного дела.
По словам руководителя водолазных спусков Александра Харламова, кандидаты в космонавты должны владеть основами водолазной медицины, ориентироваться в физических и физиологических особенностях водолазных спусков.
- Кандидатам необходимо знать начальные симптомы "профессиональных" заболеваний. Их своевременное распознавание позволит провести необходимые предупредительные мероприятия, - рассказал Харламов.
На практических тренировках кандидаты отрабатывают самые различные навыки. Например, правильный ритм дыхания, как найти и прочистить легочный автомат, как очистить маску, частично или полностью заполненную водой и т.д.
Именно во время тренировок в гидролаборатории учатся работать с ключами открытия и закрытия люка, с замками и различными рукоятями, отрабатывают умение передвигаться по поручням макетов МКС. Специалисты ЦПК оценивают навыки испытуемых и вводят нештатные ситуации. К примеру, проверяют умение кандидатов в космонавты проплыть на заданной глубине погружения без одной или обеих ласт.
Тем, кто хоть раз наблюдал за этими тренировками, они во многом напоминают театр мимики и жестов.
- Инструкторы-водолазы и кандидаты в космонавты общаются друг с другом с помощью жестов, визуальных сигналов, а в ночное или темное время - с помощью технических средств - фонарей. Визуальная связь осуществляется с помощью 21 сигнала. Как правило, они подаются правой рукой, - объяснил Александр Харламов.
Кстати, первая помощь "потерявшему сознание" водолазу - нештатная ситуация, которая отрабатывается не только на этапе общекосмической подготовки, но и на тренировках по внекорабельной деятельности на следующих этапах подготовки.
По результатам водолазной подготовки оформляется приказ о допуске кандидатов в космонавты к выполнению операций внекорабельной деятельности в гидросреде в водолазном снаряжении.