Рассчитывать на успех - безумие. Почему Илон Маск усомнился в удачном завершении испытательного полета Starship в космос
Илон Маск признался, что не рассчитывает на успех назначенного на понедельник 17 апреля первого испытательного полета своего космического корабля Starship. Бизнесмен предположил, что старт отложат.
По СМИ разошлось заявление Маска, которое он сделал накануне в своем аккаунте в социальной сети Twitter (заблокирована в РФ): "Успех - это не то, на что следует завтра рассчитывать. Это было бы безумием".
Напомним: компания SpaceX намерена в 7:00-9:30 утра (15:00-17:30 мск) отправить Starship на орбиту при помощи ракеты-носителя Super Heavy с последующим их приземлением в Тихом океане и Мексиканском заливе соответственно.
Сообщается, что Маск затруднился рассказать о возможных сложностях, но считает двигатели самой уязвимой частью конструкции. Бизнесмен дал понять, что больше всего хотел бы избежать взрыва на стартовой площадке в Техасе, так как на подготовку к повторному пуску может уйти несколько месяцев.
Также Маск упомянул советскую ракету Н-1, предназначавшуюся, как и Starship, для полетов на Луну и дальше, но после нескольких неудачных испытаний проект закрыли.
"Это была ракета очень впечатляющей конструкции, но она так и не вышла на орбиту", - подчеркнул глава SpaceX.
Напомним также, что SpaceX создает многоразовый космический корабль Starship для полетов в далекий космос. По задумке Маска, именно этот корабль будет использоваться для отправки людей на Луну и Марс. Но Маск не был бы Маском, если бы периодически не подбрасывал миру какую-нибудь "суперновость". Так, в феврале 2023 года он заявил, что люди смогут высадиться на поверхность Марса в течение 10 лет. По его словам, высадку человека на Марсе возможно осуществить к 2028 году, а к 2033 такой сценарий еще вероятнее.
Несколько лет назад американский миллиардер представил свой амбициозный план по колонизации Марса. Причем не где-нибудь, а на конгрессе Международной астронавтической федерации. Маск заявил: на Красной планете будет создан город-миллионник, а между Землей и Марсом будут курсировать космические "электрички". В первые годы система сможет перевозить на Марс за один рейс 100 человек, потом до 150-200. Правда, тогда он считал, что первый рейс может состояться уже в 2022 году.
Кстати
О том, почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1, которую упомянул Илон Маск, корреспонденту "РГ" рассказал много лет назад ближайший соратник Сергея Королева - академик Борис Черток. Вот отрывок из того давнего интервью:
Борис Евсеевич, а почему мы все-таки проиграли американцам лунную гонку? Почему оказались неудачными четыре подряд старта лунной ракеты Н-1?
Борис Черток: В чем была главная ошибка? В отказе от наземной отработки первой ступени ракеты-носителя Н-1. Для этого надо было построить огромный и очень дорогой огневой стенд. Решили не строить. И на пусках проявились те просчеты - конструктивные, технологические, проектные, которые должны были проявиться еще при наземных испытаниях.
Кстати, эту ошибку прекрасно учел Валентин Петрович Глушко, когда стал генеральным конструктором и когда создавалась ракета "Энергия". Он поставил условие военно-промышленной комиссии: "Энергия" должна пройти полную огневую отработку на земле. Что тут поднялось! Все министерство было против. Но Глушко стоял насмерть: либо строим стенд, либо я снимаю с себя ответственность за то, что ракета будет создана. И он победил.
Кто конкретно поставил точку в Лунной программе?
Борис Черток: Было много споров, дискуссий, совещаний. Собралась группа, которую возглавлял Мстислав Всеволодович Келдыш. Здесь же были министр общего машиностроения Афанасьев и секретарь ЦК КПСС по оборонным делам Дмитрий Федорович Устинов.
Собственно, эти три человека и пришли к выводу, что после четырех неудач нет смысла продолжать лунную гонку. Королева уже не было. Главным конструктором стал Василий Павлович Мишин. Мы, разработчики, вышли с предложением нового, более мощного проекта. Американцы в 1972 году уже прекратили полеты на Луну. Поэтому было ясно: мы их обгоним, если только построим базу на Луне. А для этого надо иметь несколько измененный вариант пусков. Но вот эта "троица" с нами не согласилась. И средств мы не получили.
Понятно, что окончательно прикрыть программу могло только Политбюро.
Борис Черток: Внутри ЦК я всей кухни не знаю. Важен конечный результат. Было принято постановление: разработку Лунной программы на базе Н-1 прикрыть. Убытки в размере порядка 4,5 миллиарда рублей списать и приступить к новым работам.
К разработке многоразовой системы "Энергия - Буран"?
Борис Черток: Вообще-то Глушко был против "Бурана". Он хотел разрабатывать тяжелые ракеты и не только строить базу на Луне, но и совершать межпланетные путешествия. Ракета "Энергия" получилась универсальная. До сих пор сохранился макет лунного города. Гарантирую, кабы не реформы начала 90-х годов, мы бы уже базу на Луне имели.