Войти в почту

Металлург с дуршлагом из племени Лося

Сколько лет Екатеринбургу? Ответ, казалось бы, лежит на поверхности: в 2023 году столица Урала отмечает свое 300-летие. А сколько лет Екатеринбургу как "точке сборки" людей? Этот вопрос способен поставить в тупик не только обывателей, но и историков. Ведь, если судить по археологическим находкам в поселке Палкино, первые поселения на территории города возникли раньше шумерской цивилизации – самой древней в истории Земли.

Металлург с дуршлагом из племени Лося
© Уралинформбюро

За полтора века исследований следы стоянок первобытных эпох – от неолита до бронзы – были выявлены на Плотинке, Шарташе, Шувакише, в окрестностях ВИЗ-пруда, на Карасьем болоте, где строится микрорайон Новокольцовский, на Северке, в Палкино и других районах уральской столицы. Возможно ли по этим "крупицам", разрозненным кусочкам пазла, воссоздать хотя бы приблизительный облик древних "екатеринбуржцев"?

На эти и другие вопросы "Уралинформбюро" ответили эксперты – сотрудник НПО "АрхЭтно" Евгений Вилисов, заведующая отделом древней истории народов Урала Евгения Гончарова, специалист по городской и промышленной археологии, торфяным памятникам Урала и древним наскальным рисункам Сергей Погорелов и директор Музея истории Екатеринбурга Игорь Пушкарев.

- Сейчас активно продвигается Шигирский идол как один из брендов 300-летия Екатеринбурга. Но этот артефакт обнаружен далеко от столицы Урала. А были на территории города находки из первобытных эпох, сопоставимые с Шигирским идолом по уникальности и научной значимости?

Сергей Погорелов:

– На территории Екатеринбурга нередко находили уникальные артефакты разных эпох – от позднего мезолита до железного века. Например, единственное в мире составное деревянное весло, обнаруженное на озере Шувакиш. Оно сохранилось полностью. К нему прилагалась маленькая ручка, позволявшая превращать весло из байдарочного в кормовое или бортовое.

Еще одно весло – правда, сломанное – имело лопасть, украшенную с двух сторон оригинальным орнаментом, нанесенным черной краской. Больше таких орнаментированных окрашенных весел каменного века нет нигде в мире. Там нанесены три линии из семи черных точек. Три и семь – сакральные числа у многих народов. А посередине лопасти весла изображены два симметричных треугольника вершинами друг к другу. Это – символ мирового древа, отражение мифа о создании Земли.

Там же был обнаружен глубокий деревянный ковш с овальными дырочками и отломанной ручкой, предположительно дуршлаг для мяса, который использовался на праздниках в честь местных тотемов – Медведя и Лося. Таких "дуршлагов" возрастом несколько тысяч лет больше нигде в мире не находили. А на Карасьем озере археолог Наталья Чаиркина нашла в слоях торфа большую заготовку для скульптуры лося и медный ромбовидный нож в чехле – весьма редкая находка для эпохи неолита. Эти артефакты говорят о развитой духовной культуре и мастерстве наших предков.

Первобытные "матрицы" для литья бронзовых наконечников копий. Экспонат Свердловского областного краеведческого музея

Евгения Гончарова:

– Отмечу, что на территории Екатеринбурга в разное время находили так называемых "иткульских птицевидных идолов" (археологическая культура раннего железного века. – Прим. ред.). У иткульцев очень яркая цветная металлургия, мы кое-что знаем об их технологиях. Это история про то, что место, где селятся люди, а Урал это, прежде всего, черная и цветная металлургия, во многом определяет их занятия.

Игорь Пушкарев:

– Стоит упомянуть как минимум о нескольких объектах, которые довольно примечательны. Например, каменоломня бронзового века, зафиксированная археологом Валентиной Викторовой в 1980-х годах в районе деревни Палкино. Это точно меняет наши представления об индустриях в первобытную эпоху на Урале. Там же зафиксированы следы того, что иногда исследователи называют "уральским стоунхенджем" – святилищем, связанным с космогоническими представлениями древних.

Реконструкция облика женщины Петрогромской археологической культуры, жившей в окрестностях Екатеринбурга в I тысячелетии н. э. Экспонат Свердловского областного краеведческого музея

– Каким был наш город тысячи лет назад? Это была отдельная культура или часть некоего более крупного сообщества, жившего на территории Урала? Можно ли определить этническую принадлежность "древних екатеринбуржцев"?

Евгений Вилисов:

– Большая часть памятников на территории Екатеринбурга найдена на территории рек и озер. Их в городе выявлено уже больше сотни. Каких-то протогородских образований в первобытную эпоху, естественно, не было, невозможно установить этнический состав населения, которое здесь проживало. С уверенностью можно сказать лишь то, что племена, жившие здесь в эпоху неолита и энеолита, были автотохтонными, то есть обитали в этих местах очень давно, наверное, уже с мезолита. Приходили и новые племена, происходил культурный обмен, взаимодействие, возможно, брачные связи. Примерно с эпохи раннего железного века (I тысячелетие до н. э. – Прим. ред.) можно говорить, что эти племена, скорее всего, были прото-угро-финнами.

Сергей Погорелов:

– Древние поселения Среднего Урала чаще всего были "промысловыми". Сначала, примерно в III-II тысячелетиях до нашей эры, их строили на берегах водоемов. Потом берега с поселениями затопило, а затем примерно на 500 лет установился засушливый климат. И племенам, жившим на территории нынешнего Екатеринбурга, приходилось строить свайные поселения, чтобы добираться до воды. На этих площадках вырастали промысловые поселки с культовыми объектами. Затем климат опять сменился, и эти поселки оказались погребены в озерном иле и торфе.

Лопата археолога Елизаветы Берс, открывшей много первобытных памятников на Среднем Урале. Экспонат Свердловского краеведческого музея

Средний Урал вообще отличается большим количеством "торфяных памятников". Здесь они были открыты раньше всех в мире – в середине XIX века, сначала на Шигирском озере, затем на Горбуновском торфянике под Нижним Тагилом, а в 20-х годах прошлого века на Карасьем озере на восточной окраине Екатеринбурга (ныне микрорайон Новокольцовский с деревней Международного фестиваля университетского спорта. – Прим. ред.). В 1985 году я открыл на озере Шувакиш шесть памятников, спрятанных под слоем торфа, позже еще три на Карасьем озере.

Евгения Гончарова:

– Возвращаясь к теме Карасьего озера, хочу напомнить, что это объект, требующий особо бережного отношения. В 2019 году мы провели на этой территории обследование и выявили новый памятник – поселение "Карасье озеро Х", но не смогли пройти южнее, потому что там было мокрое болото. Позже болото основательно осушили, воду отвели, в 2022 году было проведено дообследование и к территории памятника "прирезали" более 2 тысяч квадратных метров. По закону все, что было найдено в ходе этих разведок, необходимо обследовать методом раскопок. Был разработан проект обеспечения сохранности объекта, но в нем по непонятной для меня причине эти "свеженькие" 2 тысячи квадратных метров были отданы под наблюдение. Этот вид археологических работ возможен только на разрушенном культурном слое, а слой в южной части памятника абсолютно непотревоженный.

Костяные зубчатые орудия, найденные при раскопках на Карасьем озере. Фото: Евгения Гончарова

– Есть ли в археологии Екатеринбурга свои тайны, которые до сих пор не разгаданы? Например, предметы непонятного предназначения либо предметы конкретной эпохи, которых в это время на Урале теоретически быть не могло?

Сергей Погорелов:

– Орнаментированное весло – чем не тайна? Мы ведь до его обнаружения даже не догадывались, что люди каменного века умели раскрашивать деревянные изделия. Думаю, в ту далекую эпоху у местных племен существовало много смысловых орнаментов, до сих пор не расшифрованных.

Игорь Пушкарев:

– Тайн масса! Например, кто и когда начал заселять эту территорию? Как выглядели, во что одевались, чем питались и чем болели люди в ранние эпохи Урала, какие строили жилища, как научились плавить металл и познакомились с колесом? Каково функциональное предназначение "утюжков" – ромбовидных или овальных изделий из глины и камня, получивших распространение в эпоху неолита–энеолита? Что означали "пляшущие человечки" с Северской писаницы? Что за странный сферический предмет был найден Валентиной Викторовой на памятнике Палатки I? Каков функционал и культурная принадлежность уральских "дольменов", о которых много говорили еще 10 лет тому назад?

Хочу напомнить, что Шигирский идол, найденный в 1890 году, лишь недавно признан самой древней монументальной деревянной скульптурой, сохранившейся в мире. Этот статус он приобрел после исследований, стартовавших в 2014 году и проводившихся международной группой ученых с использованием современных методик радиоуглеродного (карбонового) датирования.

Как знать, какие еще предметы с появлением новых методов исследования аналитической аппаратуры обретут новое звучание в будущем? Может быть, это будет маленькая сурьмяница раннего железного века с иранскими корнями, которая сейчас экспонируется в Свердловском краеведческом музее из коллекций, найденных в районе деревни Палкино? Нам до сих пор непонятно, как этот предмет ранней бьюти-индустрии попал на Урал. Или, может быть, по-новому удастся прочесть "человека-сову" – идола из талька, найденного на памятнике Палатки II.

Евгений Вилисов:

– Несомненно, много тайн, в том числе первобытного времени, может хранить русло реки Исети, а также ее многочисленные притоки, которые сегодня загнаны в трубы либо полностью иссякли в связи с активным строительством. Недавно у нас была разведка в районе Эльмаша, в ходе которой мы "зацепили" русло неизвестной доселе речки. Упоминания о ней нет ни на одной карте Екатеринбурга, даже картах XVIII–XIX веков. И вот на этих бывших притоках вполне могут находиться первобытные артефакты, ведь древние люди любили селиться в местах слияния рек.

Над тайной "человека-совы", найденного в Палкино, археологи бьются до сих пор. Экспонат Свердловского областного краеведческого музея

– Казалось бы, первобытные артефакты – широкое поле для сенсаций. Однако о существовании "Карасьего озера", "Поселения Шарташ", "Поселения Палкино" знают в основном лишь археологи. Как популяризировать этот пласт истории города? Не стоит ли на территории других первобытных стоянок организовать мини-парки, музейные комплексы? И если стоит – как в этой работе могут поучаствовать археологи?

Евгения Гончарова:

– Когда мы открыли памятник "Карасье озеро Х" в 2019 году, предлагали полушутя представителям заказчика: а, может, вы тут парк разобьёте? Но, кроме шуток, чтобы такой парк работал, его следует делать понятным для не-археологов, понятным без пояснений или с минимальными пояснениями.

Дело в том, что наша уральская археология вызывает восторг у специалистов и недоумение у остальных: мол, с чего радоваться черепочку с нетипичным для региона орнаментом? А древние писаницы – невнятные контуры на сером камне, поверх которых нанесены "писаницы" современные, разные граффити вроде "Паша+Света", и это в лучшем случае.

И вот тут, как мне кажется, археологи могли бы поучаствовать. Опубликовать свои неопубликованные памятники. Сделать реконструкции жилищ и сооружений – с переносом в натуру. Совместно с дизайнерами, художниками, архитекторами разработать некое переосмысление древних символов и образов, воплощенное в современные арт-объекты и части инфраструктуры парков. Они могли бы в качестве экскурсоводов объяснять, что здесь было в древности, как и почему зародились та или иная культура или технология. Можно даже воссоздать эти технологии на интерактивных площадках, но это будет уже не парк, а музейный комплекс с соответствующим штатом.

Но все упирается в ряд вопросов: климат, чья земля, энтузиазм специалистов, финансирование. Кроме того, очень не хочется повышать осведомленность черных копателей о местах распространения находок. Но если Палкино "выстрелит", то, я надеюсь, удастся применить прогрессивный опыт и в других местах.

Беседовал Евгений СУСОРОВ